Фильм Оторви и выбрось

Всегда было интересно посмотреть на подражателей Квентина Тарантино из России. Причем интересно без скепсиса и предвзятости, потому что влияние на киноиндустрию культового американского режиссера переоценить сложно. На долгие годы вперед его приемы кинематографа будут использоваться беспощадно. И это ни в коем случае не плагиат, это дань уважения гению Тарантино. Так вот, где же было найти русского Тарантино? Совершенно случайно в списке затерянных из-за коронавирусных ограничений работ удалось обнаружить примечательную картину “Оторви и выбрось” молодого русского режиссера Кирилла Соколова. Признаюсь, купился больше на участие в проекте Александра Яценко и Анны Михалковой. Плюс афишировали картину мало, а это уже серьезное подспорье к тому, что картина в конечном итоге окажется вполне себе. Так, собственно, и получилось.

Содержание

Сюжет

Так бывает, что love story заканчивается выколотым глазом, а виновница происшествия отправляется в тюрьму. Усугубляется дело тем, что пока женщина отбывает положенный срок за причинение тяжких телесных сотруднику полиции, в это время подрастает ее дочка Маша. Воспитанием и прокормом целиком и полностью занимается мать преступницы Вера Павловна. Депрессивнее историю придумать сложно.

Балабановский сюжет трансформируется в боевик с погоней, так как вышедшая на свободу Ольга решает забрать дочь и уехать с ней жить в город, где ее ждет любовь по переписке. Такой сценарий категорически не устраивает мать преступницы, и она нанимает припугнуть свою дочурку того самого одноглазого полицейского Олега, который уже вышел в отставку ввиду потери трудоспособности. Ситуация щепетильная, так как мент все еще любит покалечившую его женщину, а маленькая девочка, едва знакомая с родной матерью, не горит желанием оставаться со своей бабушкой и не прочь податься в бега, но только не к неизвестному бойфренду по переписке.

Параллельно мы следим за сюжетной линией надсмотрщицы в тюрьме, которая в определенный момент поняла, что ее работа – это настоящая могила для личности. Причем не только для сидельцев, но и для сотрудников ФСИН. Родной сын, по ее мнению, должен избежать подобной участи и увидеть свет в конце тоннеля, и она готова ради этого на все. Но она не подумала лишь об одном: сына-то ее все устраивает, и жить другой жизнью он не собирается.

Кровь, пот и слезы фильма “Оторви и выбрось” оканчиваются для главных героинь тюремным сроком. А будущее семьи видится крайне туманным, но оптимизм во всей этой истории так и не умер, равно как и проблески любви родных людей друг к другу.

Чем запомнился

Ладно, точно сказать, насколько Кирилл Соколов вдохновлялся творчеством Тарантино, можно будет лишь после изучения 2-3 его полноценных работ. К сожалению, это только первый фильм, с которым удалось познакомиться. Да и в целом, “Оторви и выбрось” мог быть разовой работой, в которой заимствовались приемы великого и ужасного Квентина. Тем более что и без Тарантино в фильме прослеживаются почерки других гуру режиссерского поприща. И нет здесь ничего зазорного. Большинство профи, чьи имена сегодня на слуху, начинали с подражания своим кумирам по кинематографическому цеху.

Так что прежде чем говорить о схожести с Тарантино, нелишним будет выявить детали, которые как пасхалочки отсылают нас к тому или иному режиссеру. Начало определенно можно считать закосом под Уэса Андерсона. Смена места действия, фирменное чередование сцен и интерьеры локаций, конечно, не напрямую но все же в какой-то степени выглядят пародией на создателя “Гранд Будапешта” и “Французского вестника”. Что-то вроде мини-версии Андерсона, которая напоминает его менее популярный “Поезд на Дарджилинг” или скорее “Бутылочною ракету”.

Параллельные сюжеты, характерная работа камеры в моменты экшена, яркие крылатые фразы, каждая из которых претендует на то, чтобы попасть в цитатник Джейсона Стэтхэма – все это очень походит на стиль Гая Ричи. Именно он стал настоящим королем криминальных комедийных драм, где юмор идет нога в ногу со струящейся кровью и динамичным развитием сюжета. Причем в большей степени “Оторви и выбрось” – это “Большой куш”, нежели что-то другое. В остальном же сходство достаточно условное, но нет ничего удивительного, что в творчестве молодого Соколова фигурируют эти популярные режиссеры, которые достаточно опытны, чтобы своими работами развивать фантазию и таланты молодого поколения, и при этом еще не обратились в мамонтов индустрии. Не Дэвида Линча же и Ридли Скотта копировать набирающимся опыта киноделам?!

Отдадим должное и отечественной школе. Нет смысла наверняка указывать на какое-то заимствование стиля диалогов и подражание актерской игре, принимая в расчет работы Балабанова, Быкова или Звягинцева. Но что-то стилистически схожее прослеживается. Диалоги с минимальной мимикой или сухие эмоции даже в сценах, в которых происходят абсурдные события, вызывающие смех зрителя. В такие моменты каменные лица актеров заставляют смеяться еще сильнее, так как создается иллюзия, что очевидная зрителю нелепая ситуация кажется персонажу фильма делом серьезным и реалистичным. Он не видит в ней ничего предрассудительного. Это фирменный стиль хорошего русского кино, и для сравнения из последнего приходит на память “Не лечи меня” и “Молоко”.

Собрав багаж сравнений с другими режиссерами, вернемся к ключевому – почему же это так похоже на Тарантино? Развитие сюжета в целом в его стиле. Мы, как зрители, не получаем завязки истории. Мы очнулись уже в определенной ситуации и по ходу дела начинаем разбираться что к чему. Знакомимся с героями фактически сами. Причем сначала узнаем их характеры, личности, а затем при сформировавшемся мнении о герое мы получаем расклад по его биографии. Интересный прием, который присущ как раз-таки Квентину.

В глаза также бросаются сцены насилия, вырастающие в настоящую мясорубку, которую так любит смаковать американский режиссер и которой в своей картине нашел место Кирилл Соколов. Своеобразная версия “Бешеных псов” в русской глубинке или “Грайндхаус” на минималках.

Да и переходы от одной арки героев к смежной ей сюжетной линии, но с другими персонажами вполне себе в духе Тарантино. В одном только “Криминальном чтиве” Квентин неистово скакал от одного сюжета к другому, сплетая их в конечном счете в одну общую историю. Соколов постарался сделать что-то схожее, но немного не докрутил связь “криминальной” семьи с династией сотрудников ФСИН.

Повторяет принципы Тарантино наш российский режиссер и в том, что приглашает в свои работы тех, с кем успел комфортно поработать в предыдущих проектах. Перекочевали из прежних фильмов Соколова любимый всеми Виталий Хаев, талантливый Игорь Грабузов и впечатлившая по фильму “Оторви и выбрось” Виктория Короткова.

В целом же слоган картины “Это полный трындец” очень четко описывает не только то, что происходило в этой комедийной мелодраме с элементами боевика, но и все фильмы Тарантино в целом. Если Соколов продолжит следовать стилистике Тарантино, постепенно развивая ее и подстраивая под русские реалии, это будет вполне уместно. Но было бы здорово, чтобы по мере взросления и приобретения опыта у Кирилла вырабатывался свой стиль. Это отличает хорошего режиссера от плохого. Плохой как начинал с подражания, так им и заканчивает. Хороший ищет свой почерк, по которому его работы потом будут узнавать и который потом будут потом заимствовать молодые коллеги.

Информация о фильме

Оригинальное название: Оторви и выбрось
Год: 2021
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссер: Кирилл Соколов
Оператор: Дмитрий Улюкаев
Сценарист: Кирилл Соколов
Продюсеры: Артем Васильев, Игорь Мишин, Елена Геладзе
Актеры: Анна Михалкова, Виктория Короткова, Софья Кругова, Александр Яценко, Ольга Лапшина, Виталий Хаев, Данил Стеклов, Игорь Грабузов, Николай Шрайбер

Постер фильма Оторви и выбрось
Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.