Рецензия на фильм «Поддубный»

525

1401434821_poddubnyy

После торжественной афиши фильма «Поддубный» на блоге Stone Forest, которая сопровождалась неподдельным личным интересом и желанием насладиться фильмом о великом русском борце, последовало сильнейшее разочарование непосредственно после просмотра картины. Такое оценочное суждение требует не поверхностных пустых определений, а скрупулезного и основательного разбора основных разочарований картины. Совершенно не хочется специально придираться и выискивать недостатки, но есть очевидные факты, о которых нельзя молчать. Они вопиющи и не могут не привлечь внимания людей, которые хоть немного осведомлены о жизни нашего легендарного атлета.

Чтобы пролить немного света на уже сгустившуюся тучу, отметим великолепную картинку киноленты. Операторская работа первоклассна, равно как и актерская игра, ведь каждый играл ровно того, кого от него требовал играть режиссер. Да и по декорациям и костюмам вопросов абсолютно никаких, сразу видна рука  Михалкова, мэтр нашего кинематографа всегда отличался дотошным подходом и максимально точной визуальной передачей всех нюансов времен, когда происходят события фильма. Остальные вопросы уже к режиссеру и сценаристу, и на их совести фактически фундаментальные ошибки. О них мы и поведаем своему читателю.

1. Личность Поддубного

При просмотре картины сложилось впечатление, что сценарий посвящен идеальному с точки зрения физических кондиций человеку. Но идеальность так и заканчивалась на мускулах и борьбе, немного задевая душевные переживания героя. Откровенно подчеркнута глупость Ивана, причем не наивность, а именно глупость и ограниченность. В некоторых источниках (писатель Куприн) приходилось встречать упоминание о невероятной силе и невероятной глупости Поддубного, но  подобные мнения  среди его современников практически больше не встречаются. Чаще всего нелестно о нем отзывались те, кого он мог задеть своим острым языком. Остальные же откровенно восхищались борцом, причем не только из-за его физических возможностей.

Стоит отметить, что если стараешься нарисовать идеального для аудитории персонажа, то не стоит делать идеальной только одну сторону медали. Можно озаботиться и о внутреннем идеале персонажа. А так, порой складывалось ощущение, что на экране представлен аутист могучей силы, вокруг которого происходят событий. Только в реальности Поддубный сам вершил события, а которые не вершил, в тех принимал  активное участие с точки зрения своей гражданской позиции. Слишком больших успехов достиг Поддубный и из слишком огромного числа передряг он выкручивался, чтобы укорять его относительно ума. Да, он был малограмотным и чтение с письмом освоил очень поздно, но это не мешало ему принимать судьбоносные решения в одиночку.

Кстати, вопрос об идеальности Ивана под вопросом. И мы подчеркиваем это не из-за желания очернить героя нации, а из желания показать, что Поддубный — человек из народа, его истинная история — это история взлета и падения, причем падения в самом начале пути. Первые бои на цирковой арене Поддубный на самом деле проиграл, как проигрывал и в своей дальнейшей карьере. Он не идеал, он пример для подражания. Он был простым, откровенным и искренним человеком, немного наивный ввиду своего простого происхождения, но он не был глупым, как это намеренно показали в фильме. Мы специально пока не называем фамилию режиссера, потому что по нему будет отдельный разговор.

2. Биографические нестыковки

Привычное дело, когда режиссеры и сценаристы фильмов перекраивают реальные истории ради того, чтобы состряпать еще более интересную и привлекательную для зрителя историю. Но хронология событий в жизни Поддубного обладает таким количеством интереснейших и драматичных ситуаций, что не ясно, для чего что-то менять вообще. Но, как оказалось, поменять можно, причем весьма легко. Но вопрос «для чего?» остается актуальным.

Чтобы преподнести зрителю драматическую историю, достаточно было просто пересказать биографию великого спортсмена, в которой есть настолько животрепещущие эпизоды, что грех было о них не упомянуть. Для сравнения — свои медали Поддубный продал не в Америке. Большую часть медалей и кубков Ивана забрала с собой его первая жена, актриса Антонина Квитко-Фоменко,  которая бросила своего суженого ради более интересной и вольной жизни с «белым» офицером. Это при том, что Поддубный купил приличное количество земли и даже пару мельниц для ведения своего дела (какого было это сделать человеку «огромной глупости»). Хотя своего дела построить не удалось из-за транжирства собственной жены и происков недоброжелателей. В последние годы жизни Поддубный продал остатки своих трофеев, чтобы хоть как-то свести концы с концами, но об этой личностной драме персонажа почему-то решили не распространяться. Но это тема для следующего пункта.

3. Подробности, о которых умолчали

Продолжая тему предыдущего пункта, хочется еще раз подчеркнуть тот факт, что многие действительно интересные события в жизни Поддубного были умалчены. Из дома он, к примеру, именно сбежал, а не преспокойно ушел. Он сбежал в поисках лучшей жизни. На любовном фронте Поддубному и правда не везло — в цирке он влюблялся, и была в его жизни симпатичная гимнастка, которая действительно разбилась во время выполнения опасного трюка. Но перед ней была венгерская артистка, которая была старше нашего героя не меньше, чем на 10 лет. В скором времени она бросила Ивана и сбежала с любовником. Про первую жену мы уже упомянули, вторая была толковая, но держала мужа в ежовых рукавицах. Кстати, из Америки Поддубный все-таки вернулся не пустым, а захватил с собой «багаж». Имя этому «багажу» — бесплодие. По одной из версий его заразила сифилисом примечательная особа, посланная разгневанными промоутерами за отказ спортсмена продлевать договор, а после лечения Поддубный остался бесплоден, так и не познав счастье отцовства.

А чего только стоит непокорность 70-летнего Поддубного, который остался жить в оккупированном немецкими войсками Ейске. Демонстративно он ходил по городу с наградами от советского правительства, стараясь, как только можно, насолить оккупантам. Но те настолько уважали легендарного борца, что не решались проявлять хоть какие-то меры против его строптивого характера. Более того, они предложили ему работать в Германии, чтобы Поддубный занялся тренировкой и воспитанием нового поколения спортивной немецкой молодежи, но ответ был суров и однозначен: «Я русский борец. Им и останусь». В последствии советское правительство не простит Поддубного за миролюбивое общение старика с немцами и откажет ему в выдаче дополнительных талонов на питание. А питаться ему нужно было в 2-3 больше, чем обычному человеку, чтобы поддерживать свою неимоверную силу. Перед смертью Поддубный сломал шейку бедра  и превратился в совсем беспомощного старика, которым доселе гордилась вся Россия. Драма его жизни требует другого фильма, нежели тот, что нам преподнесли.

4. Режиссерский промах

Главный, вернее основной, промах этого фильма – это выбор режиссера. Нельзя давать человеку, кто снял полнометражную «Нашу Рашу», снимать картину про эпическую для целой нации личность. Никакая картинка и работа декораторов не исправит неправильного преподнесения истории Поддубного, в котором виноват сценарист и режиссер. Иван Поддубный – это драма, еще большая драма, чем хотел изобразить Глеб Орлов (режиссер картины). «Поддубный» Орлова – это история о тяге русского борца домой на Родину, о его желании обрести счастье и покой, о желании бороться всю свою жизнь и ни в коем случае не проигрывать. Это достаточно ограниченное понимание истории великого борца. Иван Поддубный всю свою жизнь сталкивался с предательством и непониманием, начиная с отца, который до самой смерти не признавал выбора сына (в фильме показано, что отец все-таки следил за спортивной и цирковой жизнью Ивана), заканчивая государством, ради которого он отдал немалую часть своего здоровья, прославляя Россию по всему свету. Его предал даже родной брат, решивший сжечь его мельницу. Предавали жены, предавали друзья, предавали работодатели. Но он до самой смерти оставался искренним и простым человеком, который сволочь назовет сволочью, а хорошего человек другом и братом.

Орлов решил рассказать слишком скучные эпизоды из жизни Поддубного, пропустив его бегство от наемных убийц в Африку, его ссору с Махно, его арест НКВД, его общение с гестаповцами, его поражения на помосте, его переезд в Ейск, его удары судьбы, его бесславную кончину. Как это по-русски, прожить жизнь настоящего Мужика и Человека, а умереть в абсолютном забытьи. Почему-то главную трагедию Поддубного – всеобщее предательство – решено было опустить, ради тем его спортивного величия, нежелания проигрывать, трагической любовной истории с гимнасткой Машей, стремления вернутья на Родину (хотя сам же отправился в Америку за деньгами и красивой жизнью). Как не посмотреть на такой волне разочарования посвященный истории Поддубного фильм 1957 года выпуска «Борец и клоун».

Это мнение весьма субъективное и никому не навязывается, просто есть убежденность, что Поддубный достоин лучшего фильма.