Франшиза Пила - Stone Forest

Доброго времени суток, наши дорогие любители хороших фильмов! Сегодня мы рассмотрим франшизу фильмов ужасов, вошедшую в Книгу рекордов Гиннесса, породившую армию фанатов, одну из самых проработанных и интересных, да и что уж тут скрывать, любимую серию фильмов ужасов автора статьи.

Содержание

Начало Пилы

Изначальная идея фильма, как это часто бывает, родилась совершенно случайно. Пара студентов, Джеймс Ван и Ли Уоннелл, которые учились в киношколе при Мельбурнском университете, в качестве зачетной работы сняли короткометражный фильм, повествующий о жертве безымянного маньяка, заставлявшего сделать моральный выбор, чтобы выжить.

Повествование велось одновременно во время допроса жертвы детективами и во время самого «испытания». Их руководитель настолько был впечатлён работой, что отправил их сценарий в Голливуд, где спустя время молодых сценаристов привлекли экранизировать их идею. Сам короткометражный фильм, кстати, нашел отражение в полном метре. Сцену пересняли, заменив актеров. А сам Ли Уоннелл, снявшийся в короткометражке, и являющийся одним из создателей, сыграл одну из ключевых ролей. И сыграл ее блестяще.

Первая Пила

Бюджет для съемок был очень мал, даже для того времени. Всего лишь 1,2 миллиона долларов, из которых немалая часть ушла на гонорар Дэнни Гловеру, самому известному на момент съемок актеру, прославившемуся благодаря серии фильмов «Смертельное оружие» и играющему в фильме детектива Тэппа.

Согласно рассказам, одному из актеров Тобину Бэллу приходилось лежать по двенадцать часов неподвижно на полу, так как у съемочной группы не было денег на реалистичный манекен, а действие происходит в малом количестве локаций. Однако, как это часто бывает, подобные финансовые ограничения пошли фильму лишь на пользу. Большую часть фильма мы наблюдаем за двумя людьми, находящимися в грязной облезлой ванной комнате, и пытающимися понять, как же выбраться и выжить. И этим «Пила» была не похожа на другие фильмы, к которым привыкла на тот момент аудитория. Он не был квинтэссенцией расчлененки, в нем не выкашивали пачками тупых подростков, и не было огромного маньяка с мачете или бензопилой, который гонялся за другими.

Фильм брал своей атмосферой, он был не слэшером, а психологическим триллером, заставлял людей задуматься, гадать и пытаться разгадать те вопросы, которыми мучились персонажи фильма. А концовка… Ей можно аплодировать стоя. Настолько интересный и захватывающий сюжетный поворот и развязку найти в наше время непросто.

При своём незначительном бюджете в 1,2 миллиона долларов картина собрала по миру 103 миллиона и стала самым нашумевшим фильмом 2004 года. Практически сразу же после дебютной недели показов было принято решение о съемке сиквелов, благо концовка первого фильма позволяла это сделать. И съемки начались. Сиквел вышел достойный, выпущенный по формуле «взять лучшее, что было в первом фильме и приумножить это».

Несмотря на то, что бюджет был лишь немногим больше первой части, всего 4 миллиона долларов, фильм стал богаче и персонажами, большинство из которых отлично раскрыто, и на действия, оставаясь при этом все таким же камерным триллером, хоть и крови в этот раз «завезли» побольше. Концовка была такой же непредсказуемой и блестящей (надо признать, что в целом по всей франшизе концовки являются довольно интересными и захватывающими, хоть и не превосходящими оригинал).

Продолжения

Фильм снова ждал кассовый успех и признание у зрителей. Сборы по миру составили 147 миллионов долларов при бюджете в 4 миллиона. Было бы глупо при таких результатах останавливаться, и маховик сиквелов закрутился. Каждый год на Хэллоуин зрителей ждала новая часть фильма на протяжении целых семи лет. Были среди них и отличные и средние, и даже значительно ниже среднего, в дальнейшем акцент с психологического триллера сместился на расчленённку и кровь, но было в этой серии то, за что можно простить абсолютно любые огрехи – это история.

В каждой последующей части нам давали частицу истории, связанную с Конструктором, создателем данных «игр» и «испытаний», предшествующей его данной деятельности, рассказывали о второстепенных персонажах и вкрапляли детективную составляющую, связанную с его последователями. Лично я, когда смотрел продолжения, особенно 5 и 6 части, не особо уделял внимания «играм», гораздо больше интересовало узнать о Конструкторе и том, как детективы идут по следу продолжателей его дела, игру в «кошки-мышки». Вот что приносило истинное удовольствие, и именно за это мы любим данные фильмы.

Казалось, завершилась история в 2010 году с выходом финальной, 7-ой части. Уж простите, но богомерзкий «Jigsaw», или как его обозвали в российском прокате, «Пила 8», я к данной серии фильмов отнести не могу. Это скорее пляска на костях великой франшизы. И, что характерно для серии, даже концовка завершающей части оставила после себя немало вопросов, заставила фанатов со всего света строить различные догадки, домыслы и теории.

Но в итоге в 2020 году вышел спин-офф и девятая часть франшизы – “Пила: Спираль”. Оценки хоть и не ужасные, но все-таки публика уже окончательно устала от серии фильмов. При этом идут разговоры о съемках десятой картины франшизы, но будет ли ее кто-то вообще смотреть – вопрос.