Думаю, не стоит объяснять, что фраза “Джон Уик в юбке” является аллегорией, ведь в фильме “Черная вдова” героиня Скарлетт Йоханссон едва ли проводит хотя бы секунду в традиционном женском облачении, предпочитая более практичный обтягивающий комбинезон. Но в целом картина Кейт Шортланд именно “Джона Уика” и напоминает. Причем скорее третью его часть, когда сценарные изощрения доходят уже до предела, а сам фильм больше похож на аттракцион, набитый под завязку стрельбой и драками. И вряд ли сказанное можно считать за комплимент.
Содержание
Фильм, который давно должен был выйти
Идея к 2021 году выпустить сольник про Черную вдову определенно не может считаться удачной. Выход персонального фильма про советского агента Наташу Романофф запоздал лет на 5 как минимум. Но деятели Marvel и Disney были так увлечены сбором кассы от похождений мужской части коллектива супергероев, что абсолютно забыли про уникального женского персонажа. И дело тут не в феминистической повестке, а в том, что Наташа – одна из немногих членов Мстителей, кто не обладала врожденными или приобретенными суперсилами, при этом умело побеждая сверхъестественных монстров, и одновременно хранила крайне таинственную и трагичную тайну прошлого, что для общего сюжета просто находка.
Правильно было бы соблюсти хронологию событий киновселенной и вслед за “Гражданской войной” рассказать о судьбе Наташи Романофф, но у студии были другие планы. Идея снять сольник про Черную вдову все откладывалась и откладывалась, и созрела только к развязке всей сюжетной линии “Мстителей”. Естественно коронавирус отодвинул релиз фильма еще на больший срок, от чего актуальность выпуска “Черной вдовы” таяла параллельно с ажиотажем.
Настало время, когда тянуть уже было невозможно, потому что поджимали премьеры еще ряда фильмов из той же MCU, поэтому пришлось бросать в бой Скарлетт Йоханссон в момент, когда интереса к ее героине почти не осталось. Сколько бы не заманивали зрителя присутствием Красного Стража в исполнении бесподобного Дэвида Харбора, сколько бы не интриговали личностью Таскмастера и не скрывали имя актера, сыгравшего одного из главных антагонистов, изменить ничего уже было невозможно. Тандем Disney и Marvel наконец-то получил по носу за жадность и недальновидность.
Плюс статус главного женского персонажа этого года уверенно застолбила за собой героиня фильма “Круэлла” (Disney может вздохнуть с облегчением), отчего “Черная вдова” окончательно оказалась в тени.
Во многом беда очередного паззла киновселенной Marvel таится в выборе режиссера. Кейт Шортланд известна такими хитами, как “16 лет. Любовь. Перезагрузка”, “Тишина”, “Лоре”, “Берлинский синдром”. Слышали про них? В этом и проблема. Давать снимать проект для массового зрителя такому малоопытному специалисту это, помимо следованию феминистической повестки, еще и громадный риск. У вечных оппонентов из Warner Bros. и DC Comics выбор Кэти Янь в качестве режиссера “Хищных птиц” чуть не увенчался провалом. Но, видимо, в Disney привыкли набивать собственные шишки.
Зато определенно в “Черной вдове” удалась боевка. Это то, что смотрится максимально гармонично и интересно. Когда устаешь от нелепых и плоских шуток, когда утомляешься от постоянных закидушек в трагичное прошлое черных вдов, когда нет сил терпеть топорные сюжетные твисты, в ход идет крутейшая драка.
Не удалось найти информацию, кто ставил боевые сцены, но хореография драк была очень впечатляющей. Жесткие падения и зубодробительные удары моментально заставляли вспоминать фильмы про Джона Уика. Но не только про них. Белый костюм и брутальный образ Скарлетт Йоханссон убеждают, что она еще не убила в себе Майора из “Призрака в доспехах”. И как минимум за эти аналогии можно сказать спасибо создателям “Черной вдовы”. Жаль только, что больше и не за что.
Сюжет
“Черная вдова” в большей степени рассказывает нам про устройство секретного советского агентства и ее членов, чем о прошлом Наташи Романофф. И удивительным образом в центре внимания оказывается Елена Белова, еще одна Черная вдова, с которой Наташа была знакома с самого детства.
Действие происходит в период Гражданской войны, когда Мстители разделились из-за инцидента в Африке, после которого состоялась ратификация Заковианского договора, ставящего рамки для действий супергеров. Наташа находится в бегах от мировых правительств, а Елена выходит из-под контроля агентства черных вдов и тоже залегает на дно. Но не в Брюгге, а в Будапеште, куда приглашает приехать и Наташу.
По непонятной причине при встрече девушки устраивают друг с другом весьма эффектную битву, но вот подоплека этой битвы осталась висеть в воздухе. Допустим Наташа могла иметь какие-то подозрения относительно Елены, что та выполняет задание генерала Дрейкова по устранению самой известной своей агентки. Но вот какие подозрения относительно Наташи были к Беловой – вопрос.
Вместе они бегут от внезапно нагрянувшего отряда черных вдов и попутно вспоминают былое. Наташа и Елена объединяются с целью уничтожить Красную комнату, то самое место, где идет жестокая и бесчеловечная подготовка смертоносных агентов, черных вдов.
Параллельно по следу девушек отправлен самый могучий агент Дрейкова – Таскмастер. И вот с этого момента даже плохо знакомый с канонами комикс-вселенной Marvel начнет сомневаться в адекватности происходящего. Допустим, Таскмастер может работать на Дрейкова, но он представлен в роли абсолютно подконтрольного раба. Таскмастер здесь – не изощренный мошенник и гениальный преступник, а какой-то киборг. И в конце концов под маской злодея оказывается девушка, дочка Дрейкова. А сыграла ее Ольга Куриленко. Тарам-парам-пам. Конечно же, кто-то назовет это остроумным твистом, но в целом это какой-то бред, ставящий крест на личности одного из самых любопытных злодеев Marvel. А сам сценарный ход является все тем же продолжением фемен-повесточки. Хорошо что создатели “Хищных птиц” не стали изощряться и все-таки решили сделать колоритным схожего с Таскмастером антагониста, Черную маску.
Так же беспощадно сценаристы “Черной вдовы” отнеслись и к Красному Стражу, превратив сверхчеловека, подобного по храбрости и способностям Капитану Америке, в растяпу и неудачника с одной извилиной. И вот именно этого никчемного коллегу бывшие черные вдовы отправляются вызволять куда-то на крайний север, где расположилась русская тюрьма для особо опасных преступников. Тут по мере того, как лихо Красный Страж вышибал тюремные двери, возникает логичный вопрос к сценарию: “А чего он вообще сидел за решеткой, если был способен выбраться наружу по щелчку пальцев?” Ладно, проехали.
Но Красный Страж понятия не имеет, где находится Красная комната, но зато знает, кто может помочь – еще одна бывшая коллега вдов по имени Мелина. Ностальгические посиделки под водочку (а что еще могут пить русские?!) завершаются операцией по проникновению на воздушную базу генерала Дрейкова. Естественно, Дрейков оказывается поехавшим наголову психопатом, мечтающим при помощи своей сети черных вдов манипулировать мировыми правительствами. Конечно же, генерал, долгие годы носивший в себе эту тайну и молча воплощавший ее в действие, не смог устоять перед соблазном растрепать секретную информацию Наташе Романофф. Логичным исходом такой оплошности стала смерть злодея и крушение гигантской воздушной базы.
Безоговорочная победа над русским психом довершается освобождением всех агентов из Красной комнаты, которые в компании Красного Стража отправляются в туман. А Наташа эпично смотрит им в след, после чего сцена сменяется демонстрацией ее могилы. И это вот так Marvel попрощался с одним из своих главных персонажей киновселенной? Нулевой уровень справедливости и уважения. От чего вся эта фемен-повестка, так натужно и искусственно продвигавшаяся в фильме, рушится как карточный домик.
Речь не про эпичное ‘au revoir’, но вразумительную развязку ожидали все. Можно же было сделать хитрый ход и использовать нарезку из уже давно вышедших фильмов, подведя судьбу героини к всем известной развязке. Наташа Романофф заслужила этого. А тут тебе фото Соколиного глаза, якобы виноватого в смерти Наташи, и ждите новую Черную вдову в исполнении Елены. Занавес.
Информация о фильме
Оригинальное название: Black Widow
Год: 2021
Жанр: фантастический боевик
Режиссер: Кейт Шортланд
Оператор: Габриэль Беристаин
Сценарист: Эрик Пирсон, Стэн Ли, Дон Хе
Актеры: Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Дэвид Харбор, Рэйчел Вайс, Райан Кира Армстронг, О. Т. Фагбенли, Иоланда Лайнс, Уильям Хёрт, Оливье Рихтерс, Рэй Уинстон