В следующем году ВАЗ-2101 отпразднует свой 50-летний юбилей с момента появления. За прошедшее время «копейка» утвердилась в статусе главной машины Советского Союза. Не зря же именно ВАЗ-2101 в 2000 году по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем», признали автомобилем 20-го века.
Содержание
Двигатель ВАЗ-2101 и техническая начинка
Думаю, ни для кого не секрет, что ВАЗ-2101 имеет иностранные корни. Он был создан по лицензии Fiat 124 – успешного «итальянца», который был признан автомобилем года в 1967. Но лицензия не значит полное копирование. Хотя поначалу в СССР надеялись, что называется, обойтись малой кровью. Первые «Фиаты» прибыли в Советский Союз в 1966 году. А тестировать их принялись на Дмитровском полигоне. Но «итальянцев» хватило буквально на пять тысяч километров пробега, после чего машины начали рассыпаться в прямом смысле этого слова. На местах соединений крыши и стоек появились трещины, лопались картеры задних мостов, резиновые буферы передней подвески «умерли».
Но главный ад для «Фиатов» наступил зимой. Песок и соль на дорогах уничтожили тормозные колодки задних дисковых тормозов вплоть до металла буквально за пару-тройку сотен километров. Те испытания наглядно показали, что иномарки нуждаются в комплексной адаптации под суровые советские реалии. За четыре года совместной работы советские и итальянские конструкторы внесли в автомобиль (только представьте) порядка 800 изменений! Так что, ВАЗ-2101 и Fiat 124 отличались по технической начинке очень сильно.
Не обошли вниманием инженеры и силовой агрегат. «Исходник» являлся архаичным с распредвалом, расположенном в блоке цилиндров. Советские специалисты были этим недовольны и утверждали о необходимости верхнего расположения распределительного вала. Итальянцы согласились. Таким образом, будущая советская «копейка» получили и более современный силовой агрегат (карбюраторный, 1,-2литра рабочего объема мощностью 64 л.с.), и усиленный кузов, и барабанные задние тормоза, и увеличенный клиренс, и много чего еще.
К адаптации автомобиля относились со всей серьезностью, ведь ему отводилась роль самого главного легкового автомобиля во всем Союзе. И на ошибку у конструкторов и инженеров не было права. Именно поэтому ВАЗ-2101 был гораздо теплее и устойчивее на зимних дорогах, по сравнению с остальными представителями советского автопрома. А двигатель «копейки» без проблем заводился даже в сильные морозы. Адаптация прошла успешно.
Конкуренты
Естественно, появление «копейки» вызвало большой общественный резонанс. Автомобиль незамедлительно начали сравнивать с главным конкурентом – АЗЛК-412. Да, “Москвич” был не таким комфортным, тихим и теплым, но зато он спокойно «проглатывал» ухабы и неровности. Плюсов ему добавлял и защищенный передней балкой картер силового агрегата. Но «копейка» была заметно легче и лучше управлялась, а ее пружинная задняя подвеска была более комфортной, нежели рессоры у «четыреста двенадцатого». Но оставались проблемы с кузовом. Даже несмотря на многочисленные изменения, он являлся довольно нежным и чувствительным. Поэтому автомобилю настойчиво не рекомендовали быструю езду по плохим дорогам и сильного перегруза. Но самой главной проблемой «копейки» являлся ее двигатель, а точнее, его распредвал. Его ресурса крайне редко хватало даже на сто тысяч километров пробега. Сложность конструкции сказала свое веское слово.
Первое время владельцев «Жигулей» и «Москвичей» удивлял тот факт, что «копейка», в отличие от конкурента, не способна «переварить» 76-й бензин и масла низких сортов. Точнее, ВАЗ-2101 «переваривал», но недолго и заканчивалось серьезными поломками. Для нормальной работы русскому «Фиату» требовалось все самое лучшее, в том числе и 93-й бензин, и антифриз («Москвич» довольствовался водой).
Первые шесть «копеек» сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. К концу же года завод выпустил более 21 тысячи машин. И пошло-поехало. В 1972 завод выдал 172 175 машин, а в 1973 — 379 007 экземпляров!
Lada-1200
Привлекательность автомобиля для рядовых советских граждан была обусловлена и тем, что ВАЗ-2101 стал первой «иномаркой» допущенной до массовой продажи. Купить ее мог любой, были бы деньги. Массовость возникла не просто так. Дело в том, что СССР хотел за счет переделанного «итальянца» получить поток валюты в казну. Соответственно, наряду с машинами, предназначенными для внутреннего рынка, стали собирать «копейки» на экспорт. И чтобы не ударить в грязь лицом за границей, машины проходили несколько десятков самых разнообразных проверок(к авто для граждан СССР относились гораздо проще).
Экспортные машины получили название «Лада» и были вполне конкурентоспособными в Европе. По качеству они не уступали исходному «Фиату», но стоили дешевле. Сначала «копейку» запустили на рынки стран соцблока. Успех пришел быстро. Местные «Трабанты», «Вартбурги» и «Шкоды» не смогли навязать достойную конкуренцию. И в 1974 году ВАЗ-2101 отправился покорять и капиталистические страны. К тому времени Fiat 124 уже был на пенсии, поэтому конфликта интересов не получилось. Известно, что в 1975 году волжское предприятие отправило на экспорт порядка 300 000 машин! Причем они разошлись не только по Европе. «Копейка» (экспортная модель получила название Lada-1200) «наследила» в Новой Зеландии, Боливии, Перу, а также некоторых других странах Латинской Америки. А для Англии машины изготовлялись с правым расположением руля.
К концу 70-х годов ВАЗ-2101 стал уже устаревшим. И падение спроса не спасала даже низкая цена, поэтому Волжское предприятие отказалось от экспорта. А в 1983 году «копейку» сняли с производства и в СССР. ВАЗ-2101 послужил «плацдармом» для многочисленных моделей: ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-21015 «Карат», ВАЗ-2101 пикап и многих других. Главные отличия от «исходника» заключались в немного модернизированном внешнем облике и других моторах.
Несмотря на существенное количество недостатков, ВАЗ-2101 стал знаковым автомобилем для всего Советского Союза. Именно «копейка» показала советским гражданам, что машина может быть комфортной и надежной, если к ней относиться с уважением. А сейчас, спустя много лет, ВАЗ-2101 воспринимается как один из главных автомобильных символов СССР, наряду с «Победой» и «Волгой».