ВАЗ-1111 - Каменный лес Stone Forest

Сверхкомпактному автомобилю не везло с самого рождения. «Ока» появилась на стыке времен и в условиях постсоветской экономики она оказалась просто никому не нужна.

Содержание

«Ока» на рубеже эпох

Работа над сверхкомпактным автомобилем началась еще в 1970-е годы прошлого века. Что интересно, инженеры трудились над новой моделью по собственной инициативе, а не из-за решения «верхов». Но та машина, получившая название ВАЗ-Э1101, не получилась, то и дело появлялись все новые и новые проблемы. Но проект, так или иначе, не умер. Документацию в течении следующих лет отправляли по разным заводам Советского Союза. И так продолжалось до 1982 года, когда Минавтопром заявил о необходимости создания сверхкомпактного автомобиля для инвалидов. И эту обязанность поручили Волжскому предприятию.

В 1988 году появился ВАЗ-1111 «Ока». Причем производство было налажено не только на Волжском заводе, к делу подключили еще Серпуховское автомобильное предприятие, а также завод малолитражек в Набережных Челнах. 

По факту, «Оке» не везло с самого рождения. Она появилась в тот момент, когда Советский Союз уже вовсю пытался встать на рельсы «перестройки». И соответственно, экономический кризис, разгоравшийся в умирающей стране, мощно ударил по новой модели. Довести ее до ума в тяжелых условиях банально не получилось. И поэтому, появившись, она вызвала двоякие чувства. С одной стороны, это был действительно нужный народу автомобиль А-класса, которых до этого в СССР не делали. С другой, многочисленные минусы ставили под сомнение необходимость приобретения данной модели.

История ВАЗ-1111 - Каменный лес Stone Forest

Проблемы авто

Минусы бросались в глаза сразу. Внешний вид у машины специфичный, чему виной скоромные размеры (длина автомобиля составляет 3 200 миллиметров). Она казалась не настоящей, а игрушечной. Да и багажник объемом 210 литров это ощущение лишь подтверждал. В нем, естественно, место для запаски не нашлось, поэтому ее «прописали» под крышкой капота рядом с двигателем. Но еще хуже, чем экстерьер был интерьер. Внутри максимально просто и архаично даже для 1988 года. Подход создателей понятен, машина должна была получиться дешевой, соответственно, излишествам в ней места не нашлось. По документам автомобиль считался четырехместным. По факту, два взрослых человека разместиться на заднем диване могли с трудом.

ВАЗ-1111 получил скромный 2-цилиндровый силовой агрегат с рабочим объемом 0,65-литра, выдававший 29 «лошадок». Двигатель шел в компании с 4-ступенчатой «механикой». До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 25 секунд, а его максимальная скорость составляла 120 км/ч. Правда, вряд ли кто-нибудь пытался выжать из «Оки» такие цифры. Все-таки этот автомобиль создавался для несколько иных скоростей.

Но, несмотря на многочисленные минусы, были у «Оки» и свои явные плюсы. Например, расход топлива. В смешенном цикле он составлял около 5-6 литров на 100 километров пробега. А еще «Ока» отличалась отличными… внедорожными способностями! Причем такими, каких от нее никто и не ждал, в том числе, даже сами создатели. Благодаря скромным габаритам, легкости, переднему приводу и хорошему дорожному просвету, ВАЗ-1111 комфортно себя чувствовал и в сельской местности зимой, когда толщина снега составляла сантиметров четырнадцать-пятнадцать. Кроме того, если она и застревала, два-три взрослых мужчины легко могли бы ее «освободить».

Авто ВАЗ-1111 - Каменный лес Stone Forest

Будущее так и не наступило

После развала Союза чувство недосказанности при виде «Оки» лишь усилилось. Ее и в советское время на дороге не считали за машину, а постсоветское и тем более. После нескольких лет эксплуатации у владельцев начинались проблемы. Оказалось, что кузов подвержен коррозии. Да и различные мелкие неисправности добавляли головной боли.

Но все же «Ока» дожила до двадцать первого века. И уже окончательно выглядела и воспринималась, как что-то жутко древнее и постыдное. А в 2005 году от выпуска малолитражки отказались не только сам ВАЗ, но и КАМАЗ. Производство продолжалось лишь в Серпухове. Вот только «Ока» от этого решения окончательно полетела вниз. Поскольку руководству завода ВАЗ-1111 был в тягость, его комплектовали самыми дешевыми и некачественными запчастями. Соответственно, это сразу же ударило по самому больному месту «Оки» — ее надежности. Счастливчикам, отважившимся на покупку автомобиля, уже спустя несколько месяцев эксплуатации приходилось менять стартер, генератор, сцепление в сборе и так далее, и так далее. Подход СеАЗа к своей продукции стал последним гвоздем в крышку гроба ВАЗ-1111. И в 2008 году производство свернули, поскольку спроса на «Оку» фактически не было.

После этого стали часто появляться новости, что на каком-нибудь предприятии идет работа над вторым поколением «Оки». Народ оживлялся, но все это было лишь слухами. По сути, в те времена спрос бы на отечественный автомобиль А-класса был, но при определенных условиях.

ВАЗ-1111 Ока - Каменный лес Stone Forest

Чего не хватало советской «Оке»? Нормального мотора, 5-ступенчатой коробки передач, комфорта, кондиционера, вменяемой внешности и, конечно, пассивной безопасности. Все это могла получить «Ока» второго поколения, но… ей в очередной раз не повезло. Волжскому предприятию было не до малолитражек, а других заводов, готовых взяться за этот смелый проект, в стране не осталось. Так что, мечты о современной «Оке» так и остались всего лишь мечтами. А жаль, потенциал у машины был хороший. При правильном подходе ее можно было бы превратить в отечественные аналоги Fiat 500 или Opel Adam.