На протяжении полувека Ford производил модель, которая являлась сверхвостребованной. За это время она сменила одиннадцать поколений, но всегда оставалась премиальной и дорогой. Thunderbird – один из наиболее ярких представителей американской школы заднеприводных люксовых автомобилей.
Спортивная модель от Ford
В послевоенные годы, когда экономика стран-участниц конфликта стала постепенно оживать, среди европейцев огромной популярностью стали пользоваться спортивные автомобили. Постепенно они «просочились» и в США, где их тоже ждал успех. При этом американские автопроизводители не могли предложить покупателем более или менее похожий продукт. Тогда, в начале 1950-х годов, за океаном никто не производил небольшие спортивные машины премиального класса. Было несколько мелкосерийных моделей, но они не пользовались спросом.
Первопроходцем в данном классе стала компания Chevrolet, которая в 1953 году представила спортивную модель Corvette. Несмотря на многочисленные недостатки, машина пользовалась спросом. И другие американские компании решили рискнуть. Среди них был и «Форд». На протяжении нескольких лет компания разрабатывала модель. Причем, изначально ставка была сделана на максимально европейский дизайн. Работа шла в строжайшей секретности, к документации допускалось лишь ограниченное число людей. Но итоговый результат разочаровал руководство. Модель получилась слишком дорогой даже для премиального класса, а учитывая тот факт, что «Форд» позиционировал себя, как производителя «народных автомобилей», шансов на успех практически не было.
Началась разработка новой модели. Она получила уже более привычный для американцев дизайн и отличалась богатой комплектацией. Из многочисленных вариантов названия, руководство остановилось на Thunderbird («Громовая птица») – тотеме североамериканских индейцев.
Громовая птица
В 1955 году в продажу поступил Ford Thunderbird первого поколения. Модель представляла собой 2-местный кабриолет с цельнометаллическим кузовом, 4,2-литровым мотором V8 (193 л.с.) и стеклопластиковой крышей (тканевый верх можно было приобрести в качестве дополнительной опции). Что касается трансмиссии, то можно было выбрать как МКПП, так и АКПП (обе на 3 ступени).
Дилеры позиционировали новинку как Personal Car и делали упор на дорогие материалы и богатство комплектации. И хотя стартовый ценник упирался в отметку 3 тысячи долларов, за первый год продаж удалось реализовать более 16 тысяч машин. И это был успех.
В течение последующей пары лет модель подверглась небольшим рестайлингам. Самое главное изменение, которое произошло с машиной – это появление настоящего американского мотора с рабочим объемом 5,1-литр, который выдавал свыше 200 л.с.
В 1958 году дебютировало второе поколение Ford Thunderbird, которое продержалось на конвейере лишь два года. Модель получила полноценный 4-местный салон, подросла в габаритах, сменила внешность и обзавелась мотором, выдающим 300 «лошадок». И маркетологи компании не ошиблись. В 1958 году было продано чуть менее 38 тысяч машин. А уже в следующем году «Форду» удалось реализовать свыше 67 тысяч. Тогда же, в 1959-м году, появился и семилитровый мотор на 345 л.с.
В 1961 году состоялся дебют третьего поколения модели. Но кроме внешности и незначительных технических изменений, модель практически ничем не отличалась от своего предшественника. В компании понимали, что их задача предельно проста: «главное – не испортить». И они не испортили.
А вот следующее поколение, появившееся в 1964 году, уже основательно ушло в плане дизайна от исходника. Облик Thunderbird, в погоне за изменяющимися тенденциями, стал более угловатым и топорным. Ни о каком намеке на “спортивность” уже не вспоминали. Кроме этого, автомобиль плохо управлялся, но по-прежнему оставался одним из лидеров сегмента. Произошло это скорее по инерции. В компании понимали, что рано или поздно, но покупатель пойдет за их конкурентами, поэтому в 1965 году Thunderbird пережил очередной рестайлинг. Модель обзавелась дисковыми тормозами на передней оси, а чуть позже – парой новых мощных моторов. Но это не помогло, поскольку назрел радикальный подход к изменению автомобиля.
Пятое поколение (производилось с 1967 по 1971 годы) получилось совершенно иным. В компании неожиданно поняли, что главным конкурентом Ford Thunderbird является Ford Mustang. Он выделялся яркой внешностью, динамикой и ничем не отличался от «Громовой птицы», ничем, кроме цены. «Мустанг» стоил значительно дешевле. А значит, оттягивал на себя часть аудитории Thunderbird.
И «Форд» развел две модели по ценовым нишам. «Мустанг» так и остался доступным, а вот «Громовую птицу» сделали еще более люксовой, престижной и дорогой. И хотя модель все еще пользовалась популярностью, спрос на нее начал заметно снижаться.
Исправить ситуацию должно было шестое поколение, появившееся в 1972 году. Модель заметно прибавила в размерах (длина составляла 5 715 мм) и в весе (снаряженная масса уходила за 2 тонны).
Топливный кризис и новое тысячелетие
Солидные размер и вес сыграли злую шутку с автомобилем. В те времена экологи уже начали душить автопроизводителей, заставляя тех уменьшать мощности силовых агрегатов. А затем последовал и топливный кризис. И это сказалось на продажах. Если в 1973 году «Форд» реализовал около 87 тысяч машин, то в 1975 – менее 43 тысяч.
Так что логично, что седьмое поколение (с 1977 по 1979 годы) заметно сократилось в размерах. И этот шаг оказался наиболее верным. За время производства было продано 955 тысяч машин. Такого успеха Thunderbird повторить уже так и не смог.
Восьмое поколение и вовсе оказалось провальным. В производстве оно находилось с 1980 по 1982 годы. И за это время удалось продать менее 289 тысяч. Неудачу обычно связывают с тем, что модель получила скучный дизайн и ничем не выделялась на фоне конкурентов.
При создании следующего поколения дизайнеры уже не допустили такой досадной оплошности. В 1983 году появился новый Ford Thunderbird, внешность которого была одновременно похожа и на японских конкурентов, и на европейские аналоги. Связано это было с тем, что именно те автомобили в начале 1980-х годов начали активно захватывать американский рынок. Правда, сохранила «Громовая птица» и элементы, традиционные для североамериканского рынка. А именно: обилие хрома и прямоугольную головную оптику. О былой мощности уже не приходилось даже мечтать. Самый топовый турбированный мотор с рабочим объемом 2,3-литра выдавал лишь 190 л.с. А в «базе» модель и вовсе оснащалась силовым агрегатом на 110 «лошадок».
Закат и уход на покой
В 1989 году появилось юбилейное, десятое поколение. Оно продержалось на конвейере вплоть до 1997 года. Модель сменила платформу, обзавелась новой внешностью и за годы производства пережила несколько рестайлингов.
В первый год компания реализовала почти 108 тысяч автомобилей, что являлось довольно неплохим показателем. Но уже в 1992 году продажи упали до отметки менее 74 тысяч. Последующий рестайлинг вдохнул в «Громовую птицу» новую жизнь. Народ оценил новую внешность и боковые подушки безопасности. И это привело к тому, что Ford Thunderbird разошелся тиражом почти в 130 тысяч экземпляров. Но затем вновь последовал спад. В 1997 году было продано менее 74 тысяч машин, после чего компания решила отправить «Громовую птицу» на заслуженный отдых.
Неожиданно в 2002 году «Форд» оживил Thunderbird и начал продажи одиннадцатого поколения. Модель представляла собой некий «ремейк» самого первого поколения (2-местный купе-кабриолет), поэтому ее и назвали Retro Birds. Компания надеялась, что такой ход поможет вернуть былую популярность модели. Но не получилось. За три года производства было продано всего лишь 67,5 тысяч машин. И после этого «Форд» уже окончательно распрощался со своей некогда популярной «Громовой птицей».
Кстати, если в 1955 году Ford Thunderbird стоил около 3-х тысяч долларов, то в 2005 модель стоила уже свыше 38 тысяч. Вот так вырос ценник за 50 лет с учетом всех инфляций.