На начало 50-х, в среднем ценовом сегменте безраздельно господствовала машина Oldsmobile от General Motors. Ford же вообще не был представлен в этой нише. Выпускаемый им Mercury стоил слишком дорого, а недорогие «Форды» продавались с очень низкой маржей и приносили все меньше и меньше дохода. В один прекрасный момент руководство концерна поняло, что бодаться в бюджетном сегменте бессмысленно и решило наладить выпуск среднедорогих машин.

Для производства новой модели компания основала отдельное подразделение, назвав его в честь покойного сына Генри Форда – Эдсела. Были потрачены огромные средства и 7 долгих лет для того, чтобы мир увидело авто E-Car, название которого расшифровывалось как «экспериментальное авто» и перекликалось с именем крылатого мифического героя, Икара.

Ford Edsel – один из самых ошеломляющих провалов в истории автомобилестроения

И вот в сентябре 57-го «Икар» предстал перед публикой. Машины позиционировали, как кардинально новые, однако в действительности это был некий гибрид дорогих и бюджетных моделей Форда, которые от своих прототипов внешне отличались разве что новыми крупными фарами и вертикальным овалом радиатора.

В продажу вышли 4 модели Ford Edsel: мощные Citation и Corsair, созданные на основе Mercury, и небольшие Pacer и Ranger, поставленные на фордовское шасси. И в том и другом случае технические характеристики были стандартными для машин концерна: барабанные тормоза, червячный привод руля, а также рамная платформа, опирающаяся на независимые амортизаторы спереди и на рессоры сзади.. В зависимости от комплектации можно было приобрести двигатель объемом 5,9 л или 6,7 л.

Почему сгорел И-кар

За первый год концерн продал 10000 автомобилей Эдсел, за следующий – и того меньше. Для сравнения модель Falcon, выпущенная парой лет позже, разошлась тиражом почти в полмиллиона штук всего за несколько месяцев.

Как и мифический Икар, Edsel стремился к совершенству, но сгорел, провозгласив себя новым идолом и 8-м чудом света. Компанию закрыли 19 ноября 1959 года. Позже журнал Time напишет: «Это была неподходящая машина на неподходящем рынке, которая появилась не в свое время».

Сегодня провал Ford Edsel изучают в бизнес-школах. Современные маркетологи называют несколько причин того, что неплохое, в общем, авто не нашло признания. Основная из них – высокая цена. За такую сумму можно было купить надежный и проверенный временем Mercury. То есть у людей со средним достатком денег на Эдсел не было, а богатые американцы предпочитали более дорогие марки с известными именами.

Еще одна причина провала – не до конца продуманный дизайн. Опрос автовладельцев показал, что массивный овал на радиаторе, напоминает многим крышку унитаза или хомут. В итоге то, что должно было стать фишкой бренда, наоборот, оттолкнуло потенциального покупателя.

Также компания не обеспечила подобающее тех. обслуживание. Мало того, что машины часто ломались, так еще и ремонтом занимались низкоквалифицированные слесаря, не знающие устройства нового авто.

Есть в этой истории и мистика. Эдсел Форд был глубоко несчастным парнем, жившим в тени знаменитого отца и умершим на 2 года раньше его, так и не сделав ничего значимого. Считается, что имя Эдсела принесло неудачу новой марке, и если бы машину назвали по-другому, ее история бала бы иной.

Никто не знает, как сложилась бы судьба Edsel при других обстоятельствах, но понятно одно – сегодня американские бизнесмены используют слово «edsel», как синоним понятий «крах» и «провал».