В деспотизме, униженности и невежестве таится зародыш национализма. Корысть, власть и богатство господ, униженность и нищета рабов — суть и корни национализма.
Национализм исходит от внутреннего состояния раба и господина. В господа и в рабы попадают не по национальности, а по алчности, высокомерию, невежеству и малодушию. Речь разных наций, отличается друг от друга в одном — звучит ли в словах говорящего правда или ложь. В остальном различия нет.
Национализм раба – это примитивная, тёмная движущая сила, исходящая из ненависти голодного, униженного, трусливого и невежественного человека. Бесправные люди-рабы – от зависти, обиды и угнетенного состояния, вымещают злобу на невинных, говорящих на другом языке. Рабу безопаснее сделать зло слабому, чем пойти против власти своего господина и своего порока. Внутри ненавистной националистской сущности раба и его господина живёт животный страх.
Подобное поведение прослеживается и у собак, подавленных и униженных дрессурой, которые нападают на тех, кто не может оказать сопротивление: на меньших собратьев, на слабых, на детей.
Больший по масштабу причиняемого зла – национализм господ, который зарождается в богатстве, власти и злоумышленной лжи.
«Источником лжи всегда бывает желание распространения своей воли».
Немецкий мыслитель, философ Артур Шопенгауэр, XVIII век
Все, кто мешают господам в достижении их целей — для них враги.
Как заставить невежественных рабов воевать и убивать? Надо разжечь у них ненависть (движущую животных энергию). Национализм господ наущает рабов, обманывает их патриотическими лозунгами, связывает их самолюбие и волю присягой и клятвами, соблазняет довольством, деньгами, наградами, должностями или принуждает оружием, лживо говоря: «Он твой враг, он чужой, он говорит на другом языке, он свободный, подчини его мне».
— Почему он тебе враг?
— Он свободен, он говорит правду, поэтому опасен нашему тщеславию и корысти.
Из этого следует, что задача всякого господского режима (для удержания в руках богатства и власти) — содержать людей в невежестве, скрывая правду, «кормить» ложью. Тогда, раздавленный обманом и страхом человек, способен стать рабом и националистом.
«Трусость отнимает разум».
Немецкий мыслитель XIX века Фридрих Энгельс
Человека же свободного и образованного не сделать рабом порока или власти господина, а значит, он не станет и националистом, человеконенавистником.
Чем сильнее алчность, деспотизм, невежество и насилие власти господ, тем меньше свободы в обществе, тем больше нищета и унижение народа, и тем ярче проявляется национализм.
Как бороться с национализмом? Свободой слова и просвещением. Это та самая, «капля» правды, которая гасит пламя «моря» лжи национализма.