Фильм 1917 режиссера Сэма Мендеса - Каменный лес Stone Forest

Фильмы про войну имеют одно очень уязвимое место – если сюжет или картинка перестают удерживать внимание зрителя, тот начинает копаться в исторических достоверностях, предпочитая концентрироваться на деталях. Выходов здесь несколько: позаботиться о деталях и исторической достоверности, набрать первоклассный актерский состав или же продолжать всеми силами держать зрителя в напряжении (к чему, например, очень стремился “Дюнкерк” Кристофера Нолана). Есть и еще один вариант, но крайне трудный – постараться выполнить каждый из этих пунктов. Получится не иначе как новый бриллиант в короне кинематографа, а фильм определенно заслужит статус культового.

Если эпическая драма “1917” режиссера Сэма Мендеса (“Красота по-американски”, “007: Координаты Скайфолл”) не достойна стать таким бриллиантом, то скажите, какая картина вообще достойна? От этого еще интереснее будет наблюдать за итогами голосования премии “Оскар” в 2020 году.

Содержание

Сюжет

Многие посчитают сюжет фильма самой слабой стороной и во многом окажутся правы. Но нужно понимать, что конкретно для этой картины, для ее задумки, для заявленного уровня сложности съемочного процесса запутанная история не нужна.

Два бойца британской армии ее Величества отправляются на задание, цель которого предупредить соседний батальон об опасной ловушке и остановить наступление, обещающее стать настоящей катастрофой. Драматизм ситуации подогревается тем фактом, что один из солдат, посланных выполнять приказ, спешит спасти заодно и своего брата, пребывающего в расположении того самого батальона.

Это история о пути солдат из точки А в точку Б. На словах и на карте смешное расстояние величиной в 9 миль (14-15 км по-нашему). Но эти 9 миль дороги станут кромешным адом для обоих героев. У них не будет времени на жалость к себе, их задача крайне конкретна и не оставляет места промедлению – на кону 1600 жизней, плюс еще 2.

Любителям исторической достоверности не нужно вооружаться лупами и искать совпадения с реальными действиям. Режиссер и сценарист ленты Сэм Мендес заранее предупредил, что его сюжет основан на рассказах собственного деда, но здесь не будет тривиальной вставки “Основано на реальных событиях”. Вдохновиться подвигами своего родственника и на базе этого построить свою собственную историю – вот чего добивался Мендес. Образы главных персонажей созданы с нуля.

“1917” – это кинематографический рассказ одного конкретного подвига двух конкретных солдат. Сама Первая мировая война выступает здесь в качестве страшной декорации со всеми вытекающими ее атрибутами. Хотя продюсеры настаивают, что хотели напомнить людям о той ужасной мясорубке, память о которой стирается лишь из-за еще более жестокой бойни Второй мировой войны.

Мы не видим ни начало войны, ни ее конец. Только из учебника истории мы знаем, как закончилось грандиозное европейское побоище, но в мире главных героев Первая война продолжится дальше. Возвращение домой – далекая мечта, становящаяся все более призрачной с каждым новым днем боев. И фраза персонажа Бенедикта Камбербэтча о многом говорит: “Война будет вести до последнего солдата”.

Актеры

С точки зрения раскрутки “1917” весьма уместно было упомянуть участие в проекте таких маститых актеров, как Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт и Марк Стронг. Но на деле их роли лишь эпизодические, хотя очень влияют на ход развития всего повествования. Они как бы символизируют тот самый путь из точки А в точку Б, где точка А – Колин Ферт (отдал приказ), точка Б – Камбербэтч (получатель приказа), а Стронг – перевалочный пункт между ними.

На роли же основных действующих лиц позвали молодых и не очень известных публике актеров: Джорджа Маккэя и Дина-Чарльза Чепмена. Первого любители кино узнают по роли в картине Мэтта Росса “Капитан фантастик” про семью, выбравшую путь дауншифтинга, но из-за стечения обстоятельств вынужденную вернуться в цивилизацию, а Дина-Чарльза Чепмена должны узнать фанаты “Игры престолов”.

Новые лица позволяют не концентрироваться на знакомом актере, автоматически перебирая его предыдущие роли. Это дает возможность мгновенно сконцентрироваться на самом персонаже, узнать его получше без отвлекающих сознание факторов. Зритель должен проникнуться переживаниями молодости, оказавшейся в условиях страшной войны, где вся твоя смелость и отвага оказываются зарытыми в траншею после очередного удара вражеской артиллерии, а ты даже в бой вступить не успел.

Молодые актеры отыгрывают все эти переживания на высочайшем уровне. Особого внимания заслуживает, конечно же, Джордж Маккэй, потому что волей сценария именно на него ложится большая часть драматических событий. Можно с уверенностью сказать, что Маккэй – будущая звезда мирового кинематографа, столь эмоциональной и мастерской выдалась его игра. Кстати, почти в одно и то же время с “1917” вышла и лента “Подлинная история банды Келли”, где Джордж также сыграл главную роль.

Актеры фильма 1917 - Каменный лес Stone Forest

Съемки

Говорить о всей постановке “1917” одно удовольствие. А когда начинаешь копаться в деталях всего съемочного процесса, не остается ничего кроме подлинного восхищения.

У Сэма Мендеса перед началом работы над новым проектом стояла одна простая на словах задача – снять что-то необычное, за что он никогда не брался. После совещания с режиссером Роджером Дикинсом (“Бегущий по лезвию 2049”, “Старикам тут не место”) пришло понимание, что новый фильм Мендеса должен быть стилизован под ленту, снятую одним дублем, без монтажных склеек. Затем на основе своих детских воспоминаний о родном деде Сэм сел за написание сценария.

Ему намеренно не хотелось усложнять сюжет картины. Задача режиссера была максимально погрузить зрителя в действие фильма. Отсюда все эти проходки с камерой по траншеям, беготня по городским руинам. Вообще, действительно складывалось впечатление, что в фильме не два, а три действующих лица, потому что зритель неизменно начинает примерять на себе все эти перемещения и поджидающие вокруг опасности. Стрельба, взрывы, декорации, мертвые солдаты – все это было столь реалистичным, что волей-неволей приходилось отрезвлять себя взорами на края экрана, возвращаясь в реальный мир.

Как снимался фильм

Два часа фильм держит в напряжении и неподдельном переживании за судьбу героев. И все благодаря реалистичности. В такой обстановке перестаешь обращать внимание на мелкие промашки в виде немецких солдат-мазил, неспособных нанести меткий выстрел на короткой дистанции на одной прямой с врагом.

Каждая новая локация – очередная трудность для съемочной группы. Ее нужно было делать максимально правдивой, не полагаясь на компьютерную графику, без которой на самом деле все-таки не обошлось. Плюс требовалось серьезно просчитывать маршруты следования камеры, обеспечивая непрерывный эффект присутствия. Особо это впечатляет во время проходок между рядами солдат.

Акцент и фокус камеры сделан исключительно на главных персонажах, даже когда в кадре присутствует десяток статистов. Каждая сцена получается многофакторной: сбой одного элемента приводит к крушению всей композиции, отсюда велико напряжение и сложность съемочного процесса. Именно такие фильмы как “1917” позволяют вспомнить, почему кинематограф считается обособленным видом искусства. И заодно заново переоцениваешь значение слова “кинотеатр”. Иначе как на качественной театральной постановке ты себя не ощущаешь.

Сэм Мендес представил ленту со сложнейшей режиссурой и максимально пронзительной игрой актеров. На фоне мелькающих кадров большинства современных экшн-фильмов ощущение съемки одним дублем – настоящее откровение. Такой ход в свое время принес успех “Бердману”, и “1917” определенно не стал исключением. Фильм получился замечательным со всех сторон, откуда не посмотри. И если есть киноленты, которые обязательны к просмотру, то “1917” из их разряда. Феномен, увидеть который должно как можно больше народа.