Не все преступники вызывают откровенное омерзение своими поступками и своим родом деятельности. Бывали уникальные индивидуумы, которые отличались оригинальностью в своем ремесле, а были и такие, кто совершил один единственный проступок, но такой, что он вошел в историю криминалистики всего белого света. Это история загадочного мужчины в черном костюме и таком же черном галстуке, который совершил угон самолета и потребовал выкуп.
Содержание
Что случилось на борту самолета рейса Портланд-Сиэтл
Накануне традиционного американского праздника Благодарения «Боинг-727» рейса Портланд-Сиэтл должен был благополучно отправиться в привычном направлении. На дворе был 1971 год. Внутренние рейсы редко набирают полные салоны, так что никто и не удивился, что самолет был наполовину пуст. Один за другим пассажиры проходили на борт авиалайнера и усаживались поудобнее в креслах. На горизонте появился деловитый мужчина в черном костюме в темных очках. В руках у него был привычный для бизнесменов кейс. Таких персонажей только на тогдашнем рейсе насчитывалось не менее 3-4 человек, пятый не стал бы помехой и никаких подозрений не вызвал. Борт-проводница проверила его билет, он был оформлен на имя некоего Дэна Б. Купера. Стандартная процедура, которая так и не была окончена, так как пассажир решил продемонстрировать содержимое своего кейса. В нем была бомба. Шок посредством цепной реакции передался каждому, кто был в салоне.
Сей факт не помешал самолету совершить перелет из одного города в другой, где все пассажиры с легкой руки Купера были отпущены. Остались только пилоты и одна стюардесса. Требование преступника – 200 000 $ и возвращение самолета в воздушное пространство, где он сам определит, куда ему лететь. Деньги были успешно переданы, и воздушный корабль вернулся в свою обитель. Все следили за дальнейшим развитием событий. Ведь последить и правда было ради чего, так как дальнейшие действия Д. Б. Купера ввели в ступор не только полицию, но и оперативно подключившихся к делу агентов ФБР.
С момента вылета из аэропорта Сиэтла прошло уже 45 минут, полет нормальный, Купер вел себя спокойно, паники среди персонала самолета не было. Преступник обозначил направление движения – Мексика с дозаправкой в Рино. Все ждали, что будет делать захватчик. Неожиданно мужчина попросил стюардессу проследовать в кабину пилотов и не выходить, пока он не скажет. Оставшись наедине с 200 000$ Дэн Купер быстренько накинул на себя парашют, который по технике безопасности должен быть в каждом салоне самолета, скинул надоедливый галстук, открыл люк, спустил лестницу и прыгнул навстречу неизвестности прямо над живописными лесами штата Вашингтон. Вместе с собой он прихватил всю сумму денег, тайну о своей личности, оставив уйму вопросов, на которые необходимо было найти ответы. Стоит отметить, что перед своим отчаянным спуском Дэн дал экипажу строгие указания – лететь со скоростью примерно 200 км/ч на высоте не более 3000 метров над землей.
Расследование преступления
Прошло уже полвека со дня дерзкого преступления, и хочется задать один-единственный вопрос. Как далеко продвинулось расследование? На сегодняшний день известно несколько неопровержимых фактов – точная дата преступления и сам факт преступления. Точка. Вот и все расследование. Никому не известный Дэн Купер исчез, будто растворился в воздухе. Поиски преступника продолжались до 2016, пока дело не было окончательно закрыто. Но какова вероятность, что хоть кому-то и когда-то удастся разгадать тайну парашютиста?
Конечно же, были и некоторые подвижки в деле, которые, на первый взгляд, могли бы показаться действенными, но на практике оказались ничего не значащими. В 1980 году маленький ребенок, проживавший со своей семьей в районе северной части Портленда, откопал в песочнице несколько пачек денег на общую сумму 5 800$. Номера и серия купюр были сверены и совпали с теми, что полиция передала Дэну. Очевидно, что часть денег он все же потерял. Но это не помогло найти самого преступника. Долгие годы полиция и армия США прочесывали каждый метр района возможного приземления грабителя, но так ничего и не смогли найти.
Не стоит забывать и о письме, которое было прислано в редакцию “Лос-Анджелес Таймс” ровно через 3 недели после свершившегося события:
“Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку”.
Шли годы, расследование топталось на месте, а журналисты и прочие писаки составили не одну сотню материалов о дерзком ограблении. Даже появились художественные и документальные киноленты, раскрывавшие всю суть беспомощности правоохранительных органов в этой ситуации.
Есть две основные версии, которые приходится отрабатывать ФБР и полиции, но у каждой из версий есть свои изъяны:
- Купер погиб после своего совсем небезопасного трюка, но место падения можно было бы легко найти при такой тщательной и дотошной работе по поиску преступника, даже при условии, что падение было непосредственно в реку;
- Купер успешно приземлился, но должны быть свидетели, которые указали бы на подозрительного мужчину, да и деньги с определенными номерами купюр давно бы засветились.
“Купер понятия не имел, где находится, когда выбрасывался с парашютом. Он упал в воду спиной с пачками денег, привязанными к поясу, и пошел ко дну. Он и сейчас где-то там, на дне. И остальные деньги тоже там, зацепившиеся за острый камень или занесенные илом”, – рассказал Ричард Тосо, агент ФБР.
Тот самый галстук
Самое забавное, что у ФБР есть анализ ДНК, полученный из частиц кожи, что нашли эксперты на галстуке Купера, который он оставил в салоне самолета. Только результаты анализа были получены аж в 2001 году, когда многие подозреваемые были уже на том свете. И этот же анализ ДНК снял обвинение с главного подозреваемого – Л.Д. Купера, дяди миловидной дамочки, которая сама заявила на своего родственника. Видите ли, годы спустя она решила рассказать о странном поведении своего дядюшки, который вернулся в день преступления весь в крови, ободранный, заперся у себя в комнате, а потом умчал в ночи в неизвестном направлении. Больше его никто и никогда не видел. Но и эта версия была развеяна, как миф.
С 2009 года изучением галстука Купера занимается группа ученых Citizen Sleuths. Они были уверены, что данный предмет гардероба способен многое рассказать о своем хозяине. Такие аксессуары нечасто стирают, так что можно было бы отыскать интересные подробности о жизни и даже работе преступника.
Уже в 2011 году ученые рассказали, что на галстуке были найдены следы титана, встретить который на среднестатистическом жителе США 1970-х гг. было большой редкостью. Поэтому в ход пошло первое предположение – Д. Б. Купер работал либо в металлургическом секторе, либо на химическом предприятии. Заодно Citizen Sleuths окончательно убедили общественность, что галстук принадлежал именно Куперу. Совпадал не только цвет предмета гардероба, лабораторные исследования обнаружили следы сигаретного пепла и спичек, что определенно указывало на курящего пассажира, которым среди всех граждан, летевших тем рейсом, был именно Дэн.
После официального закрытия дела о поиске преступника, угнавшего злополучный “Боинг-727” в 2016 году, руководитель уже упомянутой группы ученых Том Кайе рассказал, что его коллеги обнаружили на галстуке еще ряд элементов, одними из которых были следы редкоземельных металлов церия и сульфида стронция. Автоматическое сужение поиска за счет новых данных наводило на мысль, что Д. Б. Купер – никто иной, как один из работников Boeing, занятый над проектом сверхзвукового пассажирского лайнера, где на производстве активно применялись титан, церий и стронций. Скорее всего, речь шла об инженере или менеджере. Но на этом все. Единственная зацепка не дает полной картины.
Масса вопросов при минимуме ответов. Почти 50 лет расследования псу под хвост. Возможно, преступник еще жив, и только перед смертью расскажет о своей тайне. Но, скорее всего, его уже нет в живых, и он унес тайну в бесконечность.