Jako спортивный бренд экипировки

Немецкий бренд Jako начался с того, что его основатель Руди Шпрюгель решил оснастить формой все клубы в районе рек Ягст и Кохер. Они протекают по земле Баден-Вюртемберг, недалеко от маленького города Штахенхаузен, где и жил Руди. Сначала были местные лиги, но постепенно марка стала выбором спортсменов мирового уровня. Сегодня она производит одежду для футбола, бега, гандбола, волейбола, баскетбола и тенниса. “Джако” также являлся спонсором футбольных команд, в том числе в России: «Балтика» Калининградская область, «Олимпиец» Нижний Новгород, «Тюмень» Тюмень, «Шинник» Ярославль, «Рубин» Казань и других клубов.

Содержание

Открытие бренда

В ноябре 1989 года Руди Шпрюгель зарегистрировал компанию Jako Sportartikelvertriebs GmbH. Будучи игроком второй лиги в футбольном клубе Вюрцбургер Киккерс и продавцом спортивной одежды, он обнаружил пробел на рынке. Не было достойной и одновременно бюджетной экипировки для спортсменов. Руди захотел сам создавать форму и спортивные костюмы для клубов. Название он взял от рек Ягст и Кохер, поэтому по-немецки его правильно произносить как «Яко».

Первое время Шпрюгель ютился в гараже своего брата. Однако одежда начала становиться популярной, поэтому бренд переехал в округ Холленбах. Он расположен в коммуне Мульфинген, земля Баден-Вюртемберг. После того как мастерская превратилась в небольшую фабрику, к “Джако” обратился футбольный клуб “Энерги Котбус”. Он попал в заголовки газет после того, как обошел в Кубке Германии “Карлсруэ” со счетом 3:0, чтобы сразиться в финале против “Штутгарта”. Это случилось в 1997 году. В тот момент футболист Вилли Кронхардт надел футболку на голову после своего первого гола и послал воздушный поцелуй подруге. На нем была майка Jako. Несмотря на проигрыш “Энерги” в финале, кадр с игроком навсегда вошел в историю, а вместе с ним и спортивный бренд. Это вновь способствовало расширению марки.

Одежда Jako

В 1990-е годы крупные игроки отрасли, такие как adidas и Puma, изменили свою стратегию. Они все больше ориентировались на США. В Германии бренды сосредоточились только на сильнейших клубах. Таким образом образовался разрыв, это означало, что многие команды остались без спонсорства. “Джако” знала, как устранить пробел. В 1999 году, как раз к 10-летнему юбилею компании, она добралась до Бундеслиги, высшего дивизиона в Германии. Марка оснастила команду “Фрайбург”.

Основное внимание бренда всегда было направлено на футбол. Он распространяет коллекции, разделенные на несколько так называемых командных линий, которые состоят из спортивных костюмов, курток, футболок и другой функциональной тренировочной одежды: STRIKER 2.0, PRESTIGE, COMPETITION 2.0, CHAMP, CLASSICO, TEAM и PREMIUM. Также в ассортимент входят такие товары, как мячи, перчатки для вратаря и защита голени. Среди прочего Jako производит официальные игровые мячи для Английской национальной лиги.

В коллекции Indoor Jako объединено оборудование для командных видов спорта: гандбола, волейбола и баскетбола. Также есть одежда для бега, тенниса, йоги и фитнеса. Характерной чертой продукции с 2014 года является элемент дизайна под названием «Jako dots». Точки связаны с логотипом бренда, чтобы сделать его более узнаваемым. Основным символом являются две изогнутые линии, символизирующие реки Ягст и Кохер.

Меньшая часть ассортимента – спортивная повседневная одежда. Она выходит под названием Basic Jako и включает футболки, поло, толстовки, брюки и куртки для использования вне спортивной площадки.

Скандал с блогером

В 2009 году Jako привлек внимание СМИ после того, как вышла статья блогера Фрэнка Бааде, который пренебрежительно отзывался о новом логотипе марки. Юридическая фирма, нанятая компанией, отправила ему заявление о том, что бренд терпит убытки. Она написала о сумме в 1085 евро. Бааде не хотел неприятностей. Его адвокат вел переговоры, после чего Фрэнк выплатил 400 евро и подписал заявление. Вскоре появилась новая заметка: автоматизированный агрегатор новостей Newstin сохранил небольшую выдержку из блога. Теперь Бааде должен был заплатить 5100 евро плюс судебные издержки. Общественность была возмущена действиями Jako. Спортивные блогеры подхватили волну недовольств. Случилось то, что называется «эффектом Стрейзанд». Бренд хотел изъять всю информацию об инциденте, но добился обратного результата. Появилось более 80 статей в других блогах и более 600 сообщений в Twitter, рассказывающие о проблеме.

Фанаты футбольного клуба “Айнтрахт”, который в то время сотрудничал с Jako, также стали возмущаться на форумах. Обсуждения была настолько горячими, что в итоге был введен запрет на новые комментарии. Вместо этого появилась запись в фанатском блоге:

«Может быть, клиент подумает об этом в следующий раз в магазине, прежде чем принять решение, стоит потратить 70 евро на майку “Айнтрахт” с логотипом компании Jako или нет».

Скандал стал настоящей проблемой, так как марке был объявлен бойкот. В это время представители компании решили замять дело. Они отозвали претензию, хотя Бааде написал, что они не просто так стали дружелюбнее. “Джако” пришлось «прогнуться, потому что выступила слишком большая аудитория». Производителю понадобилось меньше суток, чтобы стать примером, как не надо работать с общественностью в эпоху цифровых технологий. В конце 2009 года другой блог писал, что Руди Шпрюгель сожалеет о том, что спор появился без необходимости. Он сказал: «К сожалению, мы не сразу отреагировали на просьбы блогеров и журналистов. В конце концов, нам нечего скрывать».

Форма Jako

Компания поставляет экипировку для известных команд в различных видах спорта. Однако, как и в начале, основное внимание уделяется футболу. Jako спонсирует сборные Ирака, Йемена, Македонии, Молдавии, Омана, Палестины, Сирии, Туркменистана и Узбекистана. Кроме того, в их списке значится немало футбольных клубов из Австрии, Германии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Исландии, России, Нидерландов, Словакии и других стран. Помимо уже упомянутых российских команд отметим ФК «Сибирь» Новосибирск и «Анжи» Махачкала. С брендом также работает гандбольный клуб “СКИФ” из Краснодара, а с сезона 2019/20 в Jako будет одеваться клуб по хоккею с мячом «Динамо-Москва».

Современный дизайн, традиционный колорблокинг или однотонная форма, есть варианты на любой вкус. Предлагаются модели для теплых или холодных дней и до 16 различных цветовых комбинаций. Каждая футбольная или другая спортивная команда найдет изделия, в которых они хотят играть. Высококачественные материалы включают технологию KEEP DRY. Она регулирует температуру тела. Трикотаж из полиэстера быстро высыхает, обладает хорошей воздухопроницаемостью и благодаря открытой структуре материала способен переносить влагу непосредственно на наружную поверхность ткани. Спортивный крой автоматически адаптируется к движениям и гарантирует большую свободу.

Мячи Джако

Мячи Jako для футбола различаются по четырем различным категориям в зависимости от дизайна и размера. Официальные модели PRESTIGE и MATCH 2.0 имеют лицензию FIFA PRO. Современная конструкция из 14 панелей делает мяч надежным и предотвращает потерю воздуха.

Тренировочные мячи предназначены для использования перед важными играми. С пятью уникальными моделями и тремя различными комбинациями цветов они позволяют каждой команде найти подходящий мяч. Бренд использует машинное и ручное сшивание, 14 и 32 панели. Технология «склеивания» тренировочного мяча PRESTIGE гарантирует постоянные игровые характеристики при любой температуре. Бесшовное соединение отдельных панелей обеспечивает минимальные потери воздуха, а также оптимальные характеристики отскока и полета. Все тренировочные мячи сертифицированы IMS – International Match Standard. Они доступны в размерах 3, 4 и 5.

Игровые мячи для зала также имеют лицензию FIFA Pro. Они состоят из прочного, износостойкого полиуретана с нейлоном и полиэстером для повышенной термостойкости. Дополнительный демпфирующий слой отвечает за лучший контроль мяча и оптимальные характеристики. Благодаря четырехслойному ламинированию мячи очень устойчивы. Камера изготовлена из мягкого натурального каучука или латекса. Структурированная поверхность дает игроку отличное сцепление и чувство мяча. В дополнение к классическим размерам Jako также предлагает мини-мячи. Они бывают разных цветов и диаметров. К примеру, модель NEON имеет окружность 48 см, а STRIKER – 46 см.

Сегодня Jako поставляет форму более чем 100 000 командам в 20 странах. У них свое трехэтажное здание со стеклянным фасадом, построенное в окружении деревьев. Внутри находится небольшая деревянная трибуна в стиле арены для зрителей. Манекены представляют коллекцию в выставочном зале площадью 700 квадратов. Руководящие должности уже занимают дочери Руди: Надин и Ивонн. Шпрюгель уверен, что предприятие лучше держать в руках семьи. Поэтому он может расслабиться и уделить больше времени своим хобби. На футбольных матчах он виден только как зритель, предпочитая играть в гольф.

Jako считает себя специалистом по экипировке для командных видов спорта, поэтому в 2015 году компания выбрала лозунг «We are Team». Сейчас у бренда более 300 наименований товаров и более 30 000 возможных вариаций спортивной одежды. Социальная вовлеченность играет большую роль в компании. Она является членом инициативы “Social Fair” – Ассоциации производителей готовой продукции, которая придерживается ряда стандартов. Они влияют на справедливую торговлю и условия производства. “Джако” также разработал Кодекс поведения поставщиков, который контролируется регулярными посещениями производственных мощностей.