Кинематографическая кухня с момента своего зарождения будоражит умы обывателей. Личная жизнь и внутрянка индустрии порой интересует людей гораздо больше, чем сами фильмы и их культурный вес. По этой причине желтая пресса так востребована и продолжает жить даже в условиях, когда оценка деятельности тех же папарацци обществом давно уже поставлена.
Но куда более интересные сведения можно узнать из литературных произведений, посвященных кинокухне. Там описываются не столько сплетни, сколько психология людей, задействованных в индустрии, их быт, мышление, менталитет, пороки и слабости. При этом важно, чтобы сам автор не фантазировал и не придумывал того, о чем понятия не имеет. Поэтому столь высоко ценится роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда под названием “Последний магнат”. Это тот самый писатель, который описал жизнь американской богемной элиты 20-30-х годов ХХ века в романе “Великий Гэтсби”.
Фицджеральд был не просто хорошо осведомлен о светской жизни в США, он был ее важной и неотъемлемой частью. Его талант прекрасно сочетался с его же скандальным нравом. Именно по этой причине “Последний магнат” столь правдиво рассказывает о том, что творилось в Голливуде чуть меньше 100 лет назад. Но еще большего шарма роману добавляет тот факт, что он не был окончен автором.
Содержание
Сюжет
Несмотря на то, что вся история посвящена конкретному киномагнату, повествование ведется от лица молодой девушки, дочери уже возрастного кинодела. Зовут героиню Сесилия Брейди, и это весьма уверенная в себе девушка, за которой бегает множество ухажеров, но сама она безответно влюблена в Монро Стара, главного человека в Голливуде, на котором фактически держится успех индустрии кино в США.
Сам Монро готов ответить Сесилии только дружбой и крайней расположенностью, хотя концовка произведения однозначно намекает, что разбитый горем Монро все-таки уступил ласкам и доброте влюбленной в него особе. Но об этом чуть позже.
Продолжительную часть романа основное действие откровенно заставляло себя ждать. Автор будто не решался впустить читателя в этот удивительный мир кино, поэтому завязка сильно буксовала и, честно говоря, мало имела смысла. Детали там действительно любопытные для понимания природы поведения звезд кино, но можно было бы уделить этому поменьше времени, тогда чтение не казалось бы таким тягучим. Такой вывод можно сделать на основании того, что дальнейший ход событий был сравни спуску с крутого склона, когда действие буквально-таки полетело.
Сцены с участием Сесилии отошли на второй план, и вот уже от ее лица раскрываются будни успешного кинодела, на котором завязано не только финансирование проектов, но и их творческая основа. Режиссеры и сценаристы ни шагу не могут ступить без Монро, а тот буквально-таки связал свою жизнь с кино.
По мере развития сюжета мы узнаем, что Стар в недавнем прошлом потерял жену, и работа стала возможностью отрешиться от горя. Но сколько бы магнат не старался забыться в трудоголизме, боль непременно всплывала и причиняла неистовые мучения. Так продолжалось ровно до того момента, пока он не повстречал Кэтлин Мур, англичанку, оказавшуюся по велению судьбы в Калифорнии. Но не ее красота и обаяние взяли верх над человеком, чье сердце было целью охоты многих светских львиц. Кэтлин была как две капли воды похожа на Минну Дэвис, бывшую жену Монро. И именно в ней кинодел увидел свое спасение, обретенный смысл жизни.
Встреча их была мимолетной и случайной, по этой причине ошарашенный произошедшим Стар, после того как с него спала пелена забвения, бросил все силы, чтобы отыскать девушку. И отыскав, обнаружил, что она не из тех, кто мгновенно кидается в объятия богача, в ней присутствовала гордость, стать и даже спесь, которая просто-таки пленила Монро. Теперь его цель была – покорение сердца Кэтлин. По мере развития отношений молодых людей оказалось, что и у Кэтлин достаточно скелетов в шкафу, которые поначалу никоим образом не отталкивали ее ухажера.
А затем наступила пора первого разочарования. Монро понял, что Кэтлин не хочет развития их отношений, не стремится сблизиться с ним. Еще больше волнения придавали постоянные секреты и тайны, разгадать которые Стар не мог. Отчего еще больше расстраивался. Кэтлин захватила все его сознание, и чем он нарочно проводил больше времени на работе, чтобы отвлечься от волнений, вызванных новым романом, тем на самом деле чаще думал о ней.
И вот, казалось бы, сердце девушки дрогнуло и она сдалась и подпустила Монро к себе, доверив ему все свои тайны, в том числе и информацию о том, что она выходит за муж, а их сердца объединились, происходит жесточайшая развязка и личностная драма. Договорившись с Кэтлин о совместной поездке, Монро поутру получает письмо с известием, что его возлюбленная все-таки вышла замуж.
Магнат раздавлен и взбешен, а злость свою выплескивает не невиновного гостя своего поместья, который не будь слабаком, наподдал главной шишке Голливуда. Разбитый изнутри и избитый снаружи Монро Стар оказывается в объятиях Сесилии. Несмотря на то, что на этом роман обрывается, становится понятно, что славная карьера кинодела подходит к концу. Юный по меркам индустрии Монро внутри уже был ярко выраженным стариком. В нем еще мелькали какое-то время молодость и задор, пробужденные нежными чувствами к Кэтлин, но теперь они, казалось, уже не вспыхнут никогда. И как только все, кого он держал в крепких руках под контролем, обнаружат его слабость, прежний ход событий будет невозможен.
Голливуду больше не нужен такой магнат, оказывающий влияние на абсолютно все сферы работы. Нужен денежный мешок, лоббист, наниматель талантов, который не будет лезть в творчество и даст работникам самим проявляться себя. Но все-таки остается надежда, что Фицджеральд по-другому предполагал закончить свое произведение, и мы бы прочли строки о ренессансе личности Монро Стара, женившегося-таки на вполне достойной того Сесилии.
Мир Голливуда
В центре внимания романа “Последний магнат” оказывается не столько история конкретного героя, но и вся светская жизнь Голливуда. В определенной степени это произведение Фицджеральда во многом повторяет сюжет “Великого Гэтсби” о богатом молодом человеке, добившемся успехов своими силами, преданного любимой женщиной и выброшенного на свалку истории со всеми почетными званиями и статусами.
В мире Голливуда нет друзей, там все конкурируют и пускают друг про друга сплетни. Сценаристы не могут написать без бокала горячительного напитка ни строчки, режиссеры постоянно нуждаются в похвале своего эга, молодые девицы находятся в непрекращающемся поиске нового богатого жениха. Но вся эта мишура пропадает с началом съемок. Люди мгновенно меняются, на съемочную площадку опускается та самая магия кино, о которой поется в исполненной ВИА “Сокол” известной песне “Фильм, фильм, фильм”.
Но как только съемки превращаются, маски снимаются, все возвращается на круги своя. Люди становятся искренними, добрыми, настоящими, как ни странно только в кадре. В жизни же все их существование пропитано ложью, завистью и жаждой наживы.
Информация о книге
- оригинальное название: The Last Tycoon
- оригинальный язык написания: английский
- жанр: драма
- дата написания: 1940 г.
- дата публикации: 1941 г.
- место первой публикации: Charles Scribner’s Sons
- экранизации: 1976 г. (США, режиссер Элиа Казан), 2012 г. (Китай, режиссер Вон Цзин), 2016 г. (США, режиссеры Билли Рэй, Скотт Хорнбэкер, Гвинет Хердер-Пэйтон)