Если у вас есть цель поставить успешный фильм по произведениям Агаты Кристи, то вам достаточно двух вещей: добротный бюджет и следование сюжету книги. Формула проста, и только безумец полезет опровергать ее. Так вот, встречайте безумца! Его имя Кеннет Брана, и он решил осквернить творчество культовой писательницы своей адаптацией романа “Смерть на Ниле”. И это при том, что в 2017 году он же презентовал вполне сносную вариацию другого романа о приключениях детектива Эркюля Пуаро – “Убийство в Восточном экспрессе”. Что же случилось с режиссером, который так любит снимать себя в главной роли?
Содержание
Издевательство над Агатой Кристи
Великая писательница всегда негативно относилась к фривольным экранизациям своих произведений, а особенно ей дорог был придуманный образ культового Эркюля Пуаро. Она долго работала над созданием его типажа, манер поведения, внешнего вида. Для Агаты Кристи это был не просто литературный персонаж, он был ее визитной карточкой, как будто сошедшей на городские улочки со страниц ее книг. Столь сильным оказалось влияние персонажа на европейскую культуру в целом. Поэтому оценивать новые экранизации стоит с той позиции, как бы отнеслась к фильму сама создательница Эркюля Пуаро?
Как бы отнеслась Агата Кристи к тому, что те самые педантичные аккуратные усики, так метко и так грамотно придуманные писательницей для подчеркивания утонченного и интеллигентного образа сыщика, это всего лишь средство скрыть уродство на губе? Но более того, Кеннет Брана берет и легким ветерком своей фантазии сдувает эти самые усы с лица Эркюля Пуаро в конце фильма “Смерть на Ниле”. Абсолютное безумие, сравнимое с заменой курительной трубки Шерлока Холмса на мыльные пузыри. Такие каноны рушить нельзя.
Как бы отнеслась Агата Кристи к тому, что сюжет одного из самых успешных и запутанных романов-детективов “Смерть на Ниле” был низведен до статуса конвейерных произведений Дарьи Донцовой? Удивительно, как можно было уничтожить столь остросюжетный детектив смещением жанра фильма. Это не детектив, это мелодрама. Здесь нет цели сконцентрировать внимание зрителя на разгадке тайны, тут желание погрузить нас в пекло страсти и любовных интриг, которыми просто нашпигованы арки почти всех персонажей.
Примитивность сюжета картины заключается как минимум в том, что режиссер и он же исполнитель главной роли Кеннет Брана хотел воспользоваться старым добрым приемом – спрятать что-то у всех на виду. Но сделано это было так неумело, что приходишь в полное расстройство, когда видишь, что в зрителя нарочно тычут главными злодеями. Как это должно было сработать при отсутствии альтернативы преступникам? Ведь еще более неумело были выстроены истории остальных как бы подозреваемых, которых оказывается даже подозревать не в чем. А ведь в книге структурно все было выстроено очень похоже, но отличие заключалось в том, как все это было преподнесено. И причина все в том же – Кеннет Брана не хотел снимать детектив.
Как бы отнеслась Агата Кристи к тому, что ее роман стал полигоном продвижения острых социальных повесток? Межрасовые отношения, расовая дискриминация, гомосексуализм двух престарелых леди (это было просто отвратительно) – все это было бы допустимо, если это присутствовало в оригинале. Искусственно и столь броско помещать эти темы в сюжет фильма, одновременно деформируя повествование первоисточника – мерзко и дико. Хотите заниматься продвижением тем меньшинств – придумайте своего Пуаро, свою “Смерть на Ниле” и делайте с этим что хотите. Но Кеннет Брана так делать не стал. Почему? Потому что это никто не будет смотреть. А бренды “Агата Кристи” и “Эркюль Пуаро” приведут в зал поклонников классических детективов. Приведут, чтобы их там стошнило от увиденного осквернения признанных культурных величин.
Как бы отнеслась Агата Кристи к тому, что ее Эркюль растерял свое самообладание, свою твердость и превратился в хлюпика и размазню. Непоколебимый сыщик славился холодным рассудком, а у Кеннета Браны он влюбляется в пожилую темнокожую певицу будто мальчишка. Чужие любовные драмы бередят его разбитое сердце, ведь оказывается много лет назад он был обручен и потерял свою суженую в катастрофе. Опьяненный всеобщим любовным настроением, Пуаро расчувствовался и лишился своей магической ауры, которая так привлекала публику. Это уже не великий сыщик, это старик с разыгравшейся любовной фантазией и остатками либидо, который к тому же начинает слушать джаз. Не зря, кстати, фильм вышел в феврале, это прям прелюдия к 14 февраля. Что только подчеркивает неоднозначность Дня Святого Валентина. Ради него осквернили даже роман Агаты Кристи.
И это еще не берется в расчет абсолютно неестественное погружение в атмосферу Египта. Этой атмосферы просто нет, ее решили заменить бездушной компьютерной графикой и павильонными съемками. “Смерть на Ниле” бездарен и фальшив, что еще в большей степени можно считать оскорблением и издевательством над Агатой Кристи.
Фальшь наблюдается и в актерской игре. Возьмите персонажа Галь Гадот. По первоисточнику это весьма стервозная девушка, которая вызывает отвращение у всех вокруг. И единственное, что заставляет людей держаться за нее – несметные богатства. По этой причине веришь, что почти все присутствующие ненавидели строптивую светскую львицу, и в определенной степени благосклонно (но ни в коем случае не оправдывая) относишься к развернутой против нее кампании. Получилось ли у Галь Гадот сыграть такую сволочь? Конечно, нет. Она была миленькой дамочкой с медовым голоском, которую невозможно ненавидеть. Поэтому когда она признавалась Пуаро, что боится на корабле каждого, возникал логичный вопрос – почему? Как тебя могут ненавидеть и желать смерти? Феноменальная нестыковка.
В конечном итоге фильм “Смерть на Ниле” – это наглая и спланированная выходка против самой Агаты Кристи. Кеннет Брана предал образ Эркюля Пуаро в угоду современным трендам. Обиднее, что режиссер низвел до примитива такую интересную и запутанную историю. Он больше не верит в прозорливость зрителя, он не верит, что есть еще последователи Агаты Кристи, которые без ума от тайн и загадок, что предлагают деятели искусства тех или иных областей. Но здесь следует разочарование. Зачем предлагать сложный и интеллектуальный продукт, если его можно затмить любовными страстями, пошлыми сценами неприкрытого эротизма и современными трендами, требующими обязательно внедрить в сюжет тему гомосексуализма?
Сюжет
Действие фильма начинается в отдаленном прошлом, когда молодой Эркюль Пуаро, будучи участником боевых действий Первой мировой войны, бравировал своими способностями к дедуктивному методу прямо в грязных окопах. Его подсказки помогли спасти целый взвод и заодно выполнить боевую задачу. Но оставленная врагами растяжка наградила будущего сыщика уродством на лице, скрывать которое пришлось усами. Супе роригинальная мотивация отрастить усы, главный атрибут образа культового Эркюля Пуаро. В то же время мы знакомимся с его возлюбленной, которая ухаживает за раненным Пуаро. Занавес.
Мы переносимся в один из ночных клубов Лондона, где прозорливый Пуаро любит наслаждаться джазовыми концертами Саломеи Оттерборн. На мероприятии глаз сыщика цепляет динамичный и откровенный танец молодой пары. Продолжая следить за столь яркими гостями вечера, Пуаро обращает внимание, что к ним присоединяется не менее привлекательная дама. Это старые друзья: Саймон, Джеки и Линнет. Последняя – богатая светская львица, чье имя и лицо знакомо всему Лондону. А Саймон и Джеки небогатые влюбленные, которые получили одобрение от Линнет на устройство мужчины работать у нее в штате. В качестве благодарности Саймон танцует с Линнет, и Пуаро подмечает возникшую искру между Саймоном и Линнет.
Далее мы оказываемся в Египте, где Эркюль Пуаро завтракает любуясь бесподобным видом монументальных египетских пирамид. В тот же момент сыщик встречает своего старого знакомого Бука, который вместе со своей матушкой был приглашен на медовый месяц молодой четы Саймона и Линнет Дойл. Торжественную вступительную часть празднества омрачает визит Джеки, брошенной девушки, которую предала подруга и чья помолвка с Саймоном была растоптана. Настоящая человеческая драма на глазах у приглашенных друзей и родственников Линнет.
Короткий разговор с Джеки убеждает Пуаро в том, что девушка готова на крайние меры после такого предательства. Тогда сыщик просит молодую чету срочно вернуться домой и обосноваться в своем поместье. Но праздник должен продолжаться, поэтому компания отправляется на пароходе по Нилу, оставив Джеки в отеле. В скором времени во время прогулок по пирамидам на Саймона и Линнет обрушивается огромная каменная глыба. Им повезло, смертельный снаряд прошел мимо, но только добавил тревоги суженным.
Возвращение на корабль омрачает появление Джеки, которая смогла догнать беглецов и по купленному билету законно разместиться на борту теплохода. Естественно, Саймон и Линнет этому не рады. Страсти вроде бы улеглись, и все пассажиры разбрелись по палубе и каютам, каждый по своим делам. В один момент в зоне отдыха оказываются Джеки и Саймон. Последний начинает укорять девушку за постоянное следование по пятам, а затем скатывается на банальное унижение Джеки. Та в приступе злости и отчаяния выхватывает пистолет и стреляет в Саймона, но попадает только в ногу.
Раненного Саймона быстро бинтуют и уводят в каюту доктора, а Джеки дают успокоительного, после чего она засыпает. Но утром Луиза, служанка Линнет, обнаруживает свою хозяйку мертвой, и само собой подозрение падает на Джеки. Пуаро начинает свое расследование, логично приходя к мнению, что Джеки не убивала Линнет. После чего происходит еще одно убийство – найдена мертвой служанка Линнет, ей перерезали горло. Пуаро в смятении, события разворачиваются очень бойко. А ведь он-то собственно говоря присутствует на корабле по другому делу. Оказывается (держись, Агата Кристи), его наняла миссис Бук, которая подозревала своего сына в любовной связи с племянницей джазовой певицы Саломеи Оттерборн по имени Розали. Мать не одобряла их союз, так что попросила Эркюля Пуаро проследить за молодыми людьми.
Теперь сыщику не до семейных передряг, нужно искать преступника. Начинаются утомительные допросы пассажиров, в ходе которых удалось обличить покушавшегося на чету Дойл кузена Линнет. Именно он столкнул каменную глыбу на молодоженов во время прогулки по пирамидам, так как стремился замести следы своих финансовых махинаций. Кузен распоряжался делами своей богатой кузины. Также в ходе допросов обнаруживается наличие на борту теплохода пожилых лесбиянок (болит сердце за Агату Кристи), плюс раскрывается история сэра Чарльза Уиндлшема, лорда, выбравшего врачебную практику взамен богатству и отвергнутого Линнет. Последним на допрос приходит друг Пуаро – Бук. Он взволнован, ведь прекрасно знает, кто убил горничную, но понятия не имеет, кто прикончил Линнет. В ходе допроса Пуаро оказывает на молодого человека серьезное давление, обличает его в краже дорогого колье из каюты Линнет, после чего Бук уже готов был назвать имя убийц горничной, но в этот момент прозвучал выстрел, и Бук падает замертво.
После этого трагического происшествия вся картина происходящего на борту теплохода начинает прорисоваться в уме Пуаро. Оказалось, что всю эту партию Саймон и Джеки задумали уже давным-давно. Саймон мечтал о несметных богатствах, а Джеки хотела ублажить любимого и заодно отомстить давней подруге, из-за которой постоянно оставалась в тени. Богатая знакомая всегда тянула одеяло на себя и была весьма надменна, этого хватило для того, чтобы в умах молодых любовников созрел страшный план.
Во время сцены ссоры Джеки стреляет мимо Саймона, а тот прикладывает к ноге заранее приготовленный окровавленный платок. Пока все заняты поиском врача и успокоением Джеки, Саймон хватает упавший пистолет, пробирается в комнату к спящей Линнет, стреляет ей в голову, а потом возвращается на нижнюю палубу и через шарф стреляет себе в ногу по-настоящему. После чего выбрасывает пистолет за борт.
Но его видела горничная, которая вместо того чтобы признаться, что знает имя убийцы, начинает шантажировать Саймона. Тогда Луизу пришлось убрать руками Джеки: девушка перерезала служанке горло. Но в свою очередь, это преступление видел Бук. И он тоже боится признаться, так как украл колье и теперь его положение незавидно. Но Бука тоже нужно убрать, и Джеки решается на свое второе убийство.
Разоблаченная Джеки во время объятий стреляет в Саймона, и прошедшая насквозь пуля смертельно ранит ее саму. Завершается фильм возвращением Пуаро в Лондон. Он зачем-то сбрил усы, начав новую жизнь. Сыщик сидит в ночном клубе, где поет темнокожая джазовая певица Саломея Оттерборн, в которую он влюбился и с которой, судя по всему, хочет начать новую жизнь.
Информация о фильме
- Оригинальное название: Death on the Nile
- Год: 2020
- Жанр: детектив
- Режиссер: Кеннет Брана
- Оператор: Харис Замбарлукос
- Сценарист: Майкл Грин
- Актеры: Кеннет Брана, Галь Гадот, Арми Хаммер, Эмма Маккей, Летишиа Райт, Софи Оконедо, Том Бейтман, Аннетт Бенинг, Роуз Лесли, Майкл Раус