Сериал Очень странные дела - Каменный лес Stone Forest

Особое удовольствие доставляет добраться до сериала, который уже давно на слуху, который давно уже все обсудили и который можно теперь смотреть без предвзятости и без влияния мнения со стороны. “Очень странные дела” долгое время оставались в стороне от моего внимания, а информация о сериале долетала лишь в форме восторженных отзывов и релизов коллабораций популярных брендов с Netflix. И когда внимание публики отвлечено другими громкими премьерами, настало-таки время посмотреть и разобрать вышедшие три сезона. Впереди еще четвертый, и к нему я готов в полной мере.

Содержание

Идея создания

У уникальности сериала “Очень странные дела” много составляющих, и одна из них – выбор съемочной группы. Netflix изначально ставили на этот сериал и ожидали от него серьезного прорыва. Но при выборе режиссера решили не искать звездных имен и доверить проект молодым братьям Даффер. Мало того, братья выступили не только в роли постановщиков сериала, но и в качестве сценаристов и даже исполнительных продюсеров. Это от и до их детище. Между прочим, талант Мэтта и Росса Дафферов обсуждается в индустрии давно. Умелые выпускники Чепменского университета заинтересовали своими короткометражками даже М. Найта Шьямалана (“Шестое чувство”, “Неуязвимый”, “Визит”, “Сплит”, “Стекло”), который пригласил тех поработать над сериалом студии Fox “Сосны”.

Но в этом отношении честно будет упомянуть и о громком скандале, связанном с написанием оригинального сценария к “Очень странным делам”.

В 2014 году режиссер Чарли Кесслер повстречался с молодыми режиссерами и продюсерами на кинофестивале Трайбека, где и предложил им изучить сценарий своего будущего проекта под названием “Проект “Монток”. История Чарли рассказывала о пропавшем мальчике, о таинственных экспериментах над людьми на военной базе в городе Монток и об обнаружении мрачного существа из параллельного мира. Понимаете, о чем речь? После выхода первого сезона сериала “Очень странные дела” Кесслер подал в суд на братьев Даффер, обвинив их в плагиате и нарушении авторских прав.

Но истина заключается в том, что и история Чарли Кесслера имеет первоисточник – полудокументальное произведение “Проект Монток: эксперименты во времени” за авторством Престона Б. Николса и Питера Муна, в котором писатели и исследователи разбирали ряд загадочных экспериментов на военной базе ВВС в городе Монток. Так что иск Кесслера так и подвис в воздухе. Считается, что с его стороны это был логичный пиар-ход и, скорее всего, братья Даффер и студия решили вопрос как всегда – небольшим денежным вознаграждением обиженного режиссера.

Вот что сказал адвокат братьев Даффер Алекс Конер:

“Братья Даффер никогда не встречались с мистером Кесслером и никогда не обсуждали с ним какие-либо проекты. Это лишь попытка нажиться на креативности и работе других людей.”

Братья Даффер - Каменный лес Stone Forest

Актерский состав

Помимо, сюжета и картинки сериала подкупает незаезженный актерский каст. Из звезд Голливуд можно отметить только:

  • забытую киномиром Вайнону Райдер, вершиной которой, видимо, так и остался “Дракула” 1992 года;
  • набирающего популярность в зрелом возрасте Дэвида Харбора, которого мы заодно увидим в роли “Красного стража” в очередной экранизации комиксов Marvel “Черная вдова”;
  • Шона Астина – привет Сэм “Властелина колец”;
  • и звезду хоррора “Оно” Финна Вулфхарда.

В остальном же выбор пал на неизвестных актеров, особенно это касается молодых талантов, которым достались роли подростков и молодых людей. Свежие лица, искренняя игра без наносного лоска и живые эмоции помогли киносериалу заполучить популярность сразу нескольких возрастных групп, в том числе и тинейджеров.

Остальные актеры:

  • Милли Бобби Браун,
  • Гейтен Матараццо,
  • Калеб Маклафлин,
  • Наталия Дайер,
  • Чарли Хитон,
  • Кара Буоно,
  • Мэттью Модайн,
  • Ноа Шнапп,
  • Сейди Синк,
  • Джо Кири,
  • Дейкр Монтгомери,
  • Пол Райзер,
  • Майя Хоук.

1 сезон

С первой же серии первого же сезона ты, как зритель, понимаешь, что будешь смотреть сериал до самого конца. Как минимум речь идет о первом сезоне. Слишком любопытной и завораживающей показалась завязка. Да и вся эта мистическая история с параллельными мирами и местом действия в маленьком городе – это же прямая отсылка в Дэвиду Линчу и его “Твин Пиксу”, моему самому любимому сериалу.

Как всегда, отдельно выделю музыкальное сопровождение. Хороший фильм непременно идет нога в ногу с первоклассным звуком. Присущие духу 80-х синти-поп треки, в которых прослеживаются мотивы композиций группы Tangerine Dream, мрачный саунд заставки и в целом атмосфера того времени быстро погружают зрителя в мир киносериала. Все эти игрушки из “Звездных войн”, плакаты “Зловещих мертвецов” и “Челюстей”, музыка Joy Division, настольные игры вроде Dungeons and Dragons и отдельно выделил бы обувь героев – Converse Chuck Taylor, Nike Cortez, Reebok Classic Leather, adidas Originals Gazelle, Vans Sk8 и другие.

Структура повествования также повторяет “Твин Пикс”: несколько сюжетных линий, каждая из которых развивается сначала независимо, даже в своем жанре и стиле. Само собой в конце все сюжетные линии пересекаются и предлагают телезрителю развязку.

Первая линия – жизнь компании подростков, которых сверстники окрестили ботаниками и неудачниками. Своеобразная отсылка к Клубу Неудачников Стивена Кинга из романа “Оно”, недавно заслужившего экранизацию в двух частях. Смышленые ребята живут внутри своего небольшого мирка и имеют неординарные интересы. Их задача – найти своего пропавшего друга и параллельно сохранить секрет главной героини, не дать ей попасть в беду.

Вторая линия – романтическая. Любовный треугольник (Нэнси, Джонатан и Стив) и весь сюжет вокруг них – это классическая подростковая история, которых хватало на экранах ТВ в 1980-1990-е годы. Их роль, как ни странно – воины, стражники, они защищают своих младших братьев, бьются с монстрами и готовят ловушки для них.

Третья линия – семейная драма Байерсов. Одинокая мать с двумя сыновьями постоянно находится в поисках работы. В водовороте всех проблем у нее происходит самое страшное горе –пропадает младший сын. Она в отчаянии ищет его, она волк-одиночка, которую никто не понимает, которую все считают за городскую сумасшедшую, но ей плевать – ей нужно найти сына.

Четвертая линия – история полицейского, сбежавшего в глушь от личной драмы. Жестокая смерть дочери от тяжелейшей болезни разрушила не только его брак, но и всю его жизнь. Он думал скрыться от своих бед, но так не бывает. Хоппер – рыцарь-спаситель, которые должен стряхнуть свою тоску и спасти мир.

Пятая линия – история главной героини Дины, ставшей без своего согласия подопытным кроликом хладнокровных ученых и военных. В ней долгие годы развивали телепатические и экстрасенсорные способности, которые привели к открытию портала в параллельный мрачный мир, где балом правит вселенское зло. Дина одновременно причина всех бед и единственная возможность все исправить.

Шестая линия – деятельность спецслужб, которые сначала использовали детей для разведки и слежки за врагами, а затем обнаружили страшную действительность – они открыли портал в ад. И им всеми силами нужно закрыть его, найти сбежавшую Дину и не позволить распространиться информации об антигуманных экспериментах.

Зло в виде демогоргонов, конечно, очень напоминает чудищ из “Обители зла”, но если за теми стояли эксперименты людей, то тут уже ощущается рука потусторонней темной силы, имя которой не принято называть вслух. Правда, интерес к этим существам сохранялся до тех пор, пока не показали их неестественные компьютерные лица. Все-таки мрачная загадочность весьма подходила этим созданиям. В таких ситуациях капелька несоответствия с ожиданиями убивает все доверие. В глубине души хотелось бы, чтобы лица монстров не раскрывались, что поддерживало бы интерес и к ним тоже. Это уже не мистический триллер, а фантастика с элементами хоррора. Резонирует с этим разочарованием крутейший параллельный мир, который сохраняет атмосферу мрачности, мистики, загадочности.

Развитие сюжета держало в напряжении до самой последней серии, а развязка получилась, честно говоря, весьма банальной. Слишком легко читалось происходящее на экране, слишком просто все закончилось. Но восторг от сериала все равно сохранился. Тем более ряд загадок согласно жанру мистического триллера все-таки сохранили: куда увезли Хоппера, кого он подкармливал в лесу, что стало с Диной, что будет с Уиллом, что будет с научно-военной базой?

2 сезон

Главной фишкой второго сезона считалось появление второй девочки со сверхъестественными способностями. Ожидалось, что Дина и ее коллега по несчастью Кали будут вместе творить чудеса. Но по факту оказалось, что вторая девочка является лишь временным персонажем, на одну серию. А ведь начало сезона обещало, что сериал получится куда более интересным.

Вообще я размышлял так – предыдущая героиня самоотверженно погибла в прошлом сезоне, значит, нужно ввести новую, с аналогичными способностями. Тем более если Дина обладала умением перемещать предметы и ментально телепортироваться в пространстве, то Кали, как нам показали, умела вызывать у людей видения. Почему бы не построить на этой истории целую эпопею. И если уж и воскресать Дину, то хотя бы в третьем сезоне. Но нет, братья Даффер думали иначе.

Мне в целом не очень понятно, что стало с Диной. Она попала в параллельный мир после убийства демогоргона, но как это физически произошло нам не объяснили. Тем более непонятно, как о ее воскрешении узнал Хоппер. Дина просто взяла прорвала портал и вернулась в прежний мир. Причем она так мужественно и одновременно умело выживала в лесу, что теперь веришь не только в ее телепатические способности. Она прямо-таки инструктор по выживанию к экстремальных условиях.

Ладно, возмущение от первых серий улеглось. И история, развивающаяся в городке Хокинз, начинает захватывать с новой силой. Все опять разбилось на несколько сюжетных линий и кстати пришлось появление новых персонажей.

“Клуб неудачников” празднует возвращение Уилла, но Майк безумно тоскует по Дине. Единственную девочку в команде должна была заменить Макс, переехавшая в их город вместе с родителями и сводным братом Билли, но из-за нее начинаются любовные разборки между Дастином и Лукасом. А Майк так вообще стал относиться к ней враждебно.

Любовный треугольник Стива, Нэнси и Джонатана наконец-то разрешается не в пользу первого из них. Но у Стива другая головная боль – в школе завелся новый мачо по имени Билли (сводный брат Макс), претендующий на звание нового короля школы Хокинза. Вся эта битва тестостерононосителей выглядела очень забавно, опять в стиле подростковых сериалов. Но в итоге Стиву вновь приходится примерить на себя костюм спасителя детей.

В семье Байерс появляется новый член – Боб (Сэм из “Властелина Колец”). Он долгое время ухаживает за Джойс и добивается-таки взаимности. Ребята (Уилл и Джон) относятся к нему благосклонно и спокойно принимают в семью. Но в отличие от эпопеи про хоббитов Сэм не выживет, и это главная драма семьи Байерс.

Хоппер же вновь примеряет роль отца. Это очень символично, что сошлись мужчина, потерявший в свое время маленькую дочку, и девочка, никогда не имевшая родителей. Они долгое время являются опорой и смыслом жизни друг для друга. Но Дина растет и ее тяга к Майку усиливается. Конфликт девочки-подростка с жестковатым в своей воспитательной деятельности полицейским неизбежен.

Дина, помимо, вынужденного заключения в тайном домике Хоппера переживает не только разлуку с Майком. В определенный момент она узнает, что ее биологическая мама жива, но сошла с ума из-за того, что у нее отняли ребенка для экспериментов. И Дине предстоит разгадать загадку своего попадания в лабораторию.

Вновь мы возвращаемся к спецслужбам, которые вынуждены решать глобальную проблему – открытый ранее портал теперь разрастается, и им не удается это остановить. А значит угроза растет не только для Хокинза, но и для всего живого на земле.

До определенного момента все шло органично: конфликты, расследования, новые персонажи, жизненные ситуации, а потом случилась серия встречи Дины и Кали. В этом событии должна быть логика, встреча не должна была произойти просто так. Но получилось именно так. Дина и, как она сама называла, ее сестра должны были встать во главе всего сюжета с самого начала. Либо их неожиданное знакомство должно было привести к организации мощнейшего союза для борьбы с могущественным злом. Жаль, этого не произошло. Дина просто приехала к Кали, успела поучаствовать в нападении на человека и уехала. Для чего это было включать в сюжет, какую это роль играло? Ответ прост – растянуть сериал и засветить датскую актрису Линни Бертельсен, игравшую сестру. И это разочаровывает.

Еще сильнее разочаровывает, что демогорганы оказались не самыми сильными демонами, во главе их – гигантское паукоподобное существо, которое вселилось в Уилла. Бедный мальчик, вселяться больше не в кого.

Но главным провалом оказалась ветка сюжета, связанная с мамой Дины. Столь важное и драматичное событие, встреча, способная определить будущее девочки, помочь ей понять, кто она такая, все это было бездарно слито в пользу абсолютного помутнения рассудка женщины. В итоге получилось, что мама нужна была в истории только для того, чтобы встретиться с сестрой. А встреча с сестрой, как мы уже узнали, ни к чему не привела, что естественным образом дает понять ненужность вообще всего этого направления сюжета. Два витка, которые могли бы стать не просто дополнением истории, а ее важной составной частью, были слиты в канализационную трубу.

Самой интересной в итоге показалась линия Дастина, который начал возиться с маленьким демогоргоном по имени Дарт, приручил его и вырастил на беду всем. Потом Дастин скоординировался со Стивом для исправления собственной ошибки. Но в конечном итоге и здесь не обошлось без конфуза. Нелепой показалась сцена, где ребята неожиданно встречают того самого Дарта, одного из сотен дьявольских созданий, защищавших паукоподобного монстра. Демогоргоны должны были остановить ребят, но тем в процессе побега попадается именно Дапт, и тот, о чудо, узнает Дастина и не убивает ребят.

Развязка, как в и первом сезоне, читалась крайне легко. Единственное событие, которое вызвало сопереживание – это смерть Боба. Один из наиболее интересных персонажей второго сезона.

3 сезон

После просмотра третьего сезона я с ужасом жду, что будет в четвертом. Историю про карикатурных русских я бы оставил в стороне, в определенной степени это выглядело забавно и напоминало шутку. Но ведь и следующий сезон, судя по тизеру, будет связан с Россией, поэтому весь прикол третьего сезона как-то нивелируется.

В целом понятно, что сериал “Очень странные дела” обязан своим успехом качественному первому сезону, который запустил мощную коммерческую машину по зарабатыванию денег. Но было бы здорово, чтобы качество и сложность сюжета поспевали за ростом популярности сериала и поддерживались на одинаково высоком уровне. Хотя это больше утопия.

В первом сезоне атмосфера 80-х не бросалась в глаза, а являлась логичной составляющей событий, дополняя историю, делая ее аутентичной, настоящей. В третьем же сезоне этой атмосферой 80-х начали откровенно злоупотреблять. Ее было слишком много. Когда ты привык к маленькому уютному Хокинзу, его преображение в большой город вызывает недоумение. Построенный молл, казалось, увеличил население Хокинза, людей стало слишком много. Ты уже не веришь, что смотришь сериал про тех же героев, что встречались в первых двух сезонах.

А количество рекламы просто зашкаливало: Burger King, Gap, JCPenney и многие другие. Перечислять их замучаешься. Да, они были символами того времени, но здесь это просто кричащий брендинг, который не ожидаешь увидеть в маленьком городке. Ты уже не веришь в тихий Хокинз.

“Клуб неудачников”, казалось, прекратил свое существование. Они больше не лузеры, они вполне себе активные молодые люди, в которых играют гормоны, прошлые интересы отброшены в сторону. Макс и Дина примеряют на себе обличье стерв, Майк и Лукас превращаются в типичных подкаблучников, а Уилл и Дастин вообще покидают команду. Уилл ненамеренно, потому что его просто перестали замечать влюбленные друзья, а Дастин сам прекращает общение с приятелями – у него есть девушка Сьюзи, в существование которой никто не верит, а также новая компания в лице взрослых Стива и Робин.

Вот уже нет у нас и любовного треугольника. Джон и Нэнси вместе работают в местной газете и постоянно ссорятся по бытовым темам. Хотя позже линия сюжета с их расследованием загадочного бешенства крыс кажется весьма интересной частью истории. А вот Стив устраивается в местное кафе-мороженое, так как не смог поступить в колледж. Там же он знакомится с Робин, своей напарницей. И вот здесь сценаристы запрятали главный свой твист. Правда он был таким разочаровывающим, что вообще не стоило его туда запихивать. Все карты складывались к тому, что Стив и Робин – новая пара сериала “Очень странные дела”. Но нет, братья Даффер решили добавить сюда тему сексуальных меньшинств. И Стив опять обломался, попав во фрэндзону лесбиянки.

В семье Байерс все слишком спокойно и размеренно. И чтобы как-то подогреть интерес к этой линии сюжета сценаристы решили свести Джойс и Хоппера. Так наигранно и неестественно это получилось, что никаких эмоций данный союз не вызывал. Насколько очевидным выглядел их роман, настолько же скучным и неуместным. Причем он прошел по тому же сценарию, что и случившееся объединение Нэнси и Джонатана, так что никакой оригинальностью там не пахло.

Совместное проживание Дины и Хоппера не отличается взаимопониманием и доверительными отношениями в формате “родитель-ребенок”. Все стало еще хуже после того, как к ним стал регулярно наведываться Майк. Посиделки молодых людей с поцелуйчиками и обнимашками стали изрядно напрягать консервативного копа и тот естественно сорвался.

Кстати, в третьем сезоне обошлось без кровожадных военных, которые проводили бесчеловечные опыты над людьми. Представьте себе! Да! Правда их заменили на не менее кровожадных “злых русских”, которые захотели открыть портал и сделать в США филиал ада. Для этого они подкупили мэра Хокинза, о котором не слышно было ни в одной из серий предыдущих сезонов. А заодно русские построили огромный торговый центр, под которым спрятали секретную лабораторию. Эта лаборатория тщательно охранялась вооруженными солдатами, была налажена система конспирации и внедрены собственные агенты во все сферы деятельности торгового центра. Жаль тупые злые русские не знали, что в Хокинзе живут подростки, способные разгадать их шифр и пробраться на секретную базу без каких-либо проблем. Очень правдоподобно, согласны?

Стоит отметить, что к жанрам различных сюжетных линий добавился остросюжетный боевик в стиле Джеймса Бонда или “Миссии невыполнимой”, когда подростки перехватывают секретное сообщение русских при помощи гигантской радио-антенны и заодно раскрывают шифр; где шеф полиции приезжает к мэру, избивает его, грабит дом, угоняет чужую тачку и ему за это ничего не будет; где Терминатор русского помола калечит и убивает людей налево и направо, шантажирует мэра американского города и ни у кого вообще не вызывает подозрения. Список можно продолжать, братья Даффер, видимо, жанр перепутали. И все, кто ожидал продолжения крутого мистического триллера столкнулись с жестокой реальностью. Это настолько жирная отсылка к боевиками 80-х, что она заняла слишком много места и вытеснила “Очень странные дела”.

Вообще если внимательнее отнестись к такой жанровой хаотичности, то невольно можно предположить, что все это спланированный ход создателей сериала. Первый сезон – это “Твин Пикс”, второй – смесь “Чужого”, “Хищника” и “Зловещих мертвецов”, третий – это “Назад в будущее” (герои даже смотрели его в кинотеатре). А каким получится четвертый? “Индиана Джонс”? Что там еще было популярно в 80-е?

Коммерческая составляющая нынешней киноиндустрии уже не вызывает удивления и возмущения. Пусть киношники зарабатывают деньги. Нужно растягивать проект всеми силами. Но, пожалуйста, давайте делать это на совесть, чтобы и публика не впустую тратила свои деньги. Ладно, вы убили одного из главных героев своего сериала, это было весьма драматично, один из самых сильных моментов сезона. А затем вы берете и выпускаете тизер, где спойлерите, что Хоппер выжил. Ну, как так-то? Разве так можно делать?

Сериал “Очень странные дела” действительно можно считать одним из самых успешных многосерийных фильмов. Если уж не за всю историю кинематографа, то по крайней мере современной эпохи. Продукт, снятый молодыми режиссерами, отнюдь не кажется сырым или незрелым. Наоборот, сериал получился достойным, но изъяны, что были отмечены, нельзя пропускать сквозь пальцы.

Хочется, чтобы киноделы находили золотую середину между зарабатыванием денег и подачей хорошего продукта, иначе все эти растягивания сюжетных линий, лишние персонажи и абсурдные события будут портить все впечатления от их работ.