Один из самых дорогих моментов при производстве фильмов – это натурные съемки, особенно связанные с необычными или сезонными природными явлениями. Снимать в павильонах значительно дешевле, а вот везти «на воздух» дорогое оборудование, съемочную бригаду и актеров крайне накладно. Особая специфика присутствует в изготовлении сцен со снегом и вообще холодной погодой. Далеко не всегда «зимнее» кино снимается в тех регионах, где бывает настоящая зима, и далеко не всегда съемки выпадают именно на морозные и снежные дни.

Киношники во все времена придумывали разные способы имитации зимней погоды. Знакомство с эволюцией этих технологий наверняка будет интересным.

Снег в кино - Stone Forest

Как все начиналось – вата, асбест и соль

Задача показать зиму и холод перед кинематографистами стояла всегда – это один из сильных приемов в работе со зрительскими ощущениями. В первой половине прошлого века производители кино много экспериментировали с материалами. До конца 1920-х годов снег в Голливуде делали из клочков ваты – это недорогой и доступный в любых количествах материал. Легким хлопьям ваты можно придать нужное направление и скорость движения, для этого достаточно обычного вентилятора. «Ватная» эпоха закончилась внезапно из соображений элементарной безопасности. Слишком легко волокна хлопка загорались от искры или окурка.

По требованиям пожарных искусственный снег сделали огнестойким – в этом качестве начали использовать хлопья асбеста. В «Волшебнике страны Оз» 1939 года именно он засыпает Дороти и ее спутников. О канцерогенных свойствах пыли асбеста узнали значительно позже. Международная конвенция «Об охране труда при использовании асбеста» была принята лишь в 1986 году – именно тогда стало ясно, что его нужно срочно внести в список канцерогенов первой категории вместе с табачными изделиями, мышьяком, плутонием и другими опасными соединениями.

Для удешевления кинопроизводства в качестве снега старались использовать любые похожие на него подручные материалы. Естественно, не была обойдена стороной и соль, которую выдавали за снежные крупинки. Впрочем, от безопасной для человека соли через какое-то время тоже пришлось отказаться. Быстро выяснилось, что она наносит серьезный вред растительности.

Съемки фильма Волшебник из страны Оз - Stone Forest
Волшебник из страны Оз

Эксперименты продолжаются

До 1950-х годов был перепробован внушительный список материалов, имитировавших падающую с неба замерзшую воду. Кому-то может показаться, что снимать настоящий снег дешевле, но это не так. О том, что реальные снегопады доступны далеко не во всех регионах, мы уже говорили. Но даже если за окном действительно идет снег, снять сцену с метелью получается далеко не всегда. Стихия не подчиняется воле человека, контролировать ее невозможно. Причастные к съемкам кино люди это хорошо понимают, поэтому они продолжают поиски идеальной формулы искусственного снега.

Что еще использовалось в этом качестве:

  • Отбеленные кукурузные хлопья. Да, именно тот самый поп-корн, который в Америке и Европе подается в кинотеатрах в качестве традиционной закуски с 1912 года, когда-то имитировал хлопья снега.
  • Гипсовая стружка. Еще один строительный материал, удачно использованный кинематографистами. Какое-то время он действительно выручал их, но все же был списан вместе с воздушной кукурузой из-за слишком громкого хруста под обувью идущих по заметенным улицам персонажей. Сильный шум приводил к необходимости постоянно заниматься переозвучкой диалогов.
  • Куриные перья.
  • Мука.
  • Пластик.
  • Мраморная крошка. Она тоже была впоследствии признана опасной для здоровья.
  • Целлюлоза.
  • Бумага.

Снег из пены

В 1946 году вышел фильм «Эта замечательная жизнь», при производстве которого использовалась революционная технология имитации снега. Его сделали из смеси пены из огнетушителя, мыла, воды и сахара. Одно из главных достоинств такого состава – бесшумность. Так постепенно начался переход к безопасным и экологически чистым заменителям снега, которые генерируются специальными машинами, на месте смешивающими нужные компоненты. Появились даже компании, специализирующиеся на имитации зимней погоды. Главный игрок на этом рынке – британская фирма Snow Business, филиалы которой есть в США и Австралии.

Фильм Эта замечательная жизнь - Stone Forest

Компьютерный снег

Приход компьютерной графики сильно изменил работу художников на съемочной площадке. Сегодня практически все при создании кино подменяют реальные атмосферные осадки визуальными эффектами. Однако замену не принято проводить полностью – наметанный глаз зрителя ее замечает. Обычно компьютерная графика дополняет присутствующий в кадре настоящий снег или имитирующий его материал. Например, при съемке «Выжившего» (2015) снег по большей части был настоящим, но из-за аномально теплой погоды в местах съемок появились проталины. Их-то и закрашивали на компьютере в процессе монтажа.

Фильм Выживший 2015 года - Stone Forest

Мороз и лед

Идущий изо рта пар – еще один признак холодной погоды. Если на съемочной площадке тепло, но надо изобразить мороз, то его зачастую просто дорисовывают. Увы, получается не всегда достоверно. Даже в голливудских фильмах с большим бюджетом компьютерный пар слегка расстраивает.

Лед в зависимости от того, каким он должен быть в кадре, тоже делают из разных материалов. Чаще всего для этого берется акрил или воск. Смеси в зависимости от задачи могут быть прозрачными, непрозрачными и мутными или даже цветными. Технологии создания искусственного льда тоже продвинулись достаточно далеко – при большом бюджете нет никакой проблемы даже в съемке батальных сцен на поверхности замерзших водоемов. Еще в 1960-е годы при съемке «Доктора Живаго» эта проблема была успешно решена – на землю уложили листы металла, посыпанные имитацией снега. Лошади на них скользили очень достоверно, поэтому прием был принят на вооружение.

Съемки фильма Доктор Живаго 1965 - Stone Forest
Доктор Живаго

Сегодня ледовые поверхности делают из пластика и сцены на них обычно снимаются в павильонах с использованием хромакея. Технологии имитации зимней погоды продолжают совершенствоваться – режиссеры ищут новые инструменты для достижения большей достоверности на экране, а продюсеры – для сбережения денег.