В одной из наших прошлых статей мы рассказывали о ленте 1922 года «Носферату. Симфония ужаса», которая получила культовый статус и была снята немецким кинорежиссёром Фридрихом Мурнау. Сегодня мы познакомимся ближе с личностью и творчеством самого режиссёра.

Содержание

Режиссер Фридрих Мурнау - Каменный лес Stone Forest

Детство и юность

Будущий режиссёр родился в городе Билефельд в Германии в семье суконного фабриканта Генриха Плумпе и его второй жены Оттилии. В 1907 году Фридрих стал студентом Берлинского университета, а затем перевелся в Гейдельбергский университет. Он изучал немецкую и французскую филологию и посещал лекции по истории искусств. В свободное время играл в студенческом театре. В 1911 году, увидев Фридриха в одном из спектаклей, Макс Рейнхардт пригласил его в Берлин в свою театральную школу. С 1913 года молодой человек входил в состав труппы Немецкого театра, с 1914 года работал помощником режиссёра. Его псевдоним произошел от названия баварского городка Мурнау, который он однажды посетил вместе со своим другом Гансом Эренбаумом-Дегеле.

Первые фильмы и появление собственного стиля

В 1918 году после окончания Первой мировой войны Фридрих уехал в Швейцарию, где работал в различных театрах. Немецкое посольство предложило ему поставить несколько пропагандистских фильмов. В тот период особое место в кинематографе начинает занимать экспрессионистское мировоззрение. В фильмах этого направления мир представал фантастически искаженным, лишенным естественных очертаний. В деформации предмета экспрессионисты видели средство повышения его выразительности. Они отказывались от съемок на натуре, целиком заменяя ее декорациями, использовали резкие контрасты света и тени. Первые фильмы, поставленные Мурнау, по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам были близки экспрессионизму: “Мальчик в голубом” (1919) и “Голова Януса” (1920).

Особенную славу получил “Носферату”, вышедший в 1922, где главным действующим героем впервые в истории кино был вампир. Это экранизация романа Брэма Стокера “Дракула”, но сценарист Хенрик Галеен переработал сюжет, усилив идею автора первоисточника. Одной из причин переработки послужил отказ вдовы Брэма Стокера на передачу прав на экранизацию. Однако Фридрих Мурнау был непоколебим в своем желании снять фильм по данному произведению и потому пошел на ухищрения с сюжетом, чтобы подать свой фильм как оригинальное творение. Однако, несмотря на все уловки, после выхода фильма последовал судебный иск на запрет фильма в прокате и уничтожение всех имеющихся копий. Из-за данного иска разорилась студия, выпустившая фильм, но благодаря пиратским копиям сам «Носферату» смог дожить до наших дней.

Новаторские решения режиссёра

В конце 1924 года режиссёр поставил «Последнего человека». Эта выдающаяся лента – детище Карла Майера, Мурнау и оператора Карла Фрейнда. Весь фильм снимался в павильоне. В таких условиях оператор мог свободно применять любое движение камеры, используя различные приспособления. Камера то взмывает вверх, то ныряет вниз так настойчиво, что повествование достигает особой пластической непрерывности, а зритель может следить за течением событий под разными углами зрения. Благодаря блуждающей камере воочию видно торжество сверкающей ливреи и нищету доходного дома; камера отождествляет зрителя со швейцаром этой гостиницы и приобщает к эмоциям самого автора. Оператор подчеркивает трагедию «маленького человека». Но, несмотря на свое желание запечатлеть вечно меняющиеся формы действительности, камера, с легкостью воспроизводящая инстинктивную жизнь, не в силах проникнуть в зону сознания. Поэтому актер – пассивный объект.

В статье о Мурнау критик Кеннет Уайт развивает эту мысль, ссылаясь на сцену опьянения швейцара: «Пантомиму, искусство, которое принято считать связанным с кино, не найдешь в “Последнем человеке”. Швейцар напился пьяным, но актер не прибегает к приемам пантомимы и не играет пьяного человека. За него это сделала камера».

Впоследствии в 1958 году решением жюри Международной выставки в Брюсселе “Последний человек” был включен в число 12 лучших фильмов «всех времен и народов».

Закат карьеры

Дальнейшая карьера Фридриха Мурнау как режиссёра была стремительной и в какой-то степени даже любопытной. Его экранизация «Фауста» не снискала успеха у аудитории, которая в то время очень трепетно относилась к перенесению классики на экран. Затем последовал переход с немого кино к звуковому, и режиссёру пришлось адаптироваться к новым реалиям. Впоследствии Мурнау работал на Голливуд, однако контракт, который он получил, был аннулирован довольно быстро, ввиду коммерчески неуспешных проектов. Последним его фильмом стал фильм «Табу», который он снял на Таити о быте туземных племён. По дороге на премьеру данного фильма Фридрих Мурнау попал в автокатастрофу и умер от ее последствий в клинике Санта-Моники 11 марта 1931 года.

Фридрих Мурнау был знаковой личностью для кинематографа. Его методы были смелы, необычны для своего времени и не всегда бывали поняты современниками. И пусть в наше время фильмы периода начала прошлого столетия не столь популярны, но стоит отдать дань уважения немецкому режиссёру, который показал себя, как настоящий творец и память о котором жива до сих пор.