Сколько бы ни оправдывали Роберта Льюиса Стивенсона, будто его рассказ “Маркхейм” никак не связан с романом Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, но связь очевидна. Непонятно, почему это должно оскорблять шотландского писателя и умалять его литературный талант. Свое произведение он очевидно написал под вдохновением от культового труда своего русского коллеги. И ничего предосудительного здесь нет. Это в определенной степени дань уважения Достоевскому.
При этом прямой связи между героями двух произведений нет: Маркхейм не есть Раскольников. Это разные люди, причем по многим аспектам. Главный из которых – одного убийства для Маркхейма было достаточно. Его нужда в деньгах затмила рассудок, ненависть к алчному и язвительному ростовщику сняла все запреты. Маркхейм разрешил себе убийство ужасного по его мнению человека, после чего в душе осознал, что больше не сможет себе позволить подобную вольность. Выглядит, как будто он что-то попробовал, ему не понравилось и он отказался от этого. Но вышло все значительно сложнее и не сравнимо с экзистенциальными терзаниями Родиона Раскольникова.
Маркхейм находится на перепутье. Он не закостенелый грешник, не ужасный убийца и вор. Он весьма набожный, религиозный человек, который прекрасно отдает себе отчет о природе добра и зла. Но внутренняя слабость и помрачение ума приводят его в дом скупщика антиквариата, к которому мужчина регулярно захаживал прежде. Продавая дорогие семейные реликвии, Маркхейм не решал главной проблемы – он не мог ими грамотно и правильно распорядиться. Герой рассказа играет на бирже, чтобы получить хорошую сумму денег для реализации собственных планов. Правда раз за разом терпит неудачу. Каждый последующий финансовый крах загонял Маркхейма все глубже в долговую яму. А спасителем в этой неприятной ситуации становился отвратительный и неприятный лично антиквар, который не мог просто купить вещь, а непременно отвешивал порцию колкостей.
В последний раз ростовщик дошутился. Конечно, Маркхейм заранее спланировал ограбление и убийство, но если бы антиквар вел себя немного сдержаннее, то, возможно, все закончилось бы менее трагично. Сама сцена убийства описана Стивенсоном просто великолепно. Он умудрился весьма динамично описать событие, произошедшее в очень стесненной обстановке, фирменно придав произошедшему волнительную ауру.
Не менее волнительными получились и душевные терзания Маркхейма, который очень быстро растерял свою самоуверенность и обрушился в душевные терзания. Являясь все-таки представителем светлой стороны, он не мог простить себе переступания запретной линии. Хотя мужчина прекрасно осознавал, что прикончил откровенную сволочь, да и сам находился в крайней нужде. Удовлетворение этой нужды непременно помогло бы ему реализовать все свои благие намерения относительно окружающих людей, в том числе и с целью благотворительности. Именно с такими увещеваниями он обращался сначала к себе, а потом к появившемуся незваному гостю.
Этот незваный гость показался Маркхейму дьяволом, бесом, кем угодно, кто пришел обличить в совершенном грехе и окончательно погубить его душу. Но такой погибели Маркхейм сам себе не желал. Отчаянно отнекиваясь, что выбрал темную дорожку, главный герой изливается в высокопарных речах, лишь бы убедить пришедшего потустороннего незнакомца в своей принадлежности стороне добра. В ответ он получает весьма дельное предложение: убить служанку антиквара, которая вот-вот зайдет в дом. Впереди будет целая ночь, чтобы скрыть все улики, поэтому никто и никогда не догадается, что произошло. В награду Маркхейм смог забрать все деньги ростовщика.
Заманчивая идея должна была покоробить главного героя, заставить совершить еще одно убийство, что стало бы подтверждением – никаких исключений больше не будет, преступление не будет последним. Своеобразная проверка на вшивость, которую Маркхейм благородно проходит. Он не только отказался от плана убийства ни в чем неповинной женщины, но и обличает себя в страшном преступлении, за которое скорее всего поплатится жизнью.
Да, история умалчивает, что было дальше. Но признательные показания определенно гарантируют Мархейму казнь. С этой казнью ему будет гарантировано кое-что еще – избавление от нужды и связанных с ней тревог. Он добился чего хотел. Наличие денег не избавляло мужчину от проблем, так как банкноты и монеты испарялись, а нужда появлялась снова. Смерть же обрубает все эти терзания.
В завершении остается понять, кто же явился Маркхейму посреди ночи, чтобы обличить кровавый грех? Ответ кроется в самом конце рассказа, когда главный герой окончательно принимает решение ограничить свой послужной список убийцы на одном трупе. Незваный гость неожиданно будто просиял в счастливой улыбке. Когда казалось, что какой-то бес или демон пытается хладнокровно утопить душу Маркхейма во грехе, предлагая тому спасения за зло, на деле мы видим, что все это было испытанием. К совершившему преступление мужчине явился представитель света, задача которого была проверить беднягу на степень падения его нравов. И как только Маркхейм убеждает своего сверхъестественного приятеля в своей непоколебимости относительно следования по пути добра, наступает всеобъемлющее и всезаражающее умиротворение.
А вот кто именно явился Маркхейму, это решайте сами, можно пофантазировать: был ли это ангел, олицетворенная совесть или же сам Бог.