Если картина заявлена на определенную тематику, то очень странно видеть, что ее-то как раз и не раскрывают. Долгие годы фильм про Льва Яшина собирались представить общественности: современному поколению нужно было поведать о величии лучшего вратаря всех времен и народов. Но на деле раскрытия столь яркого и неординарного таланта так и не получилось.
Уровень продвижения и рекламы фильма уже говорил не в пользу картины Василия Чигинского. Вспомните “Легенда №17”, “Движение вверх”, а теперь сравните с “Лев Яшин. Вратарь моей мечты”. Небо и земля. “Фонд кино” и прочие госинвесторы, кажется, заранее поставили крест на картине. И на первый взгляд очень зря. Вышел стандартный фильм современного отечественного кинематографа, чего от него ожидать? Но потом смотришь на его бюджет в 360 миллионов рублей и начинаешь уже более критично относиться к фильму. Тут же всплывают факты, что картину уже давным-давно должны были представить широкой общественности, все сроки сдачи нарушены, запахло даже судебным иском. Вот это набор подробностей! И теперь на конечный продукт смотришь, как на фильм, выпущенный лишь бы уже закрыть этот долгоиграющий убыточный проект, который даже у зрителя, зараженного вирусом Чемпионата мира по футболу 2018 года, не вызывает особого интереса.
Есть два ключевых пробела, допущенных создателями картины, о которых определенно стоит сказать. Потому что без их упоминания не будет ясно, почему “Лев Яшин. Вратарь моей мечты” не тот фильм, которого заслуживает культовый футболист.
Феномен Яшина
Понять феномен Яшина-вратаря без разбора игровых нюансов, без погружения в футбольную кухню совершенно невозможно. Недостаточно просто показать ряд стандартных тренировочных упражнений, разговоров с наставниками и эпизоды важных матчей. Нельзя описать новаторство Яшина в футболе определением “стал активнее действовать в штрафной площади”. Что это значит, что в этом особенного, как это влияет на игру? Как помогала команде подстраховка защитников со стороны вратаря?
Стоит отдельно сказать про эпизод персональной тренировки Хомича и Яшина. Огромное количество монтажных склеек, отсутствие непосредственных ударов по воротам в кадре – не видно удара ноги по мячу. Как вообще можно сформировать картину происходящего на тренировке с таким монтажом? Куда торопились, зачем показывали крупные планы там, где нужно общая картина? Только не говорите, что Алексей Кравченко не научился для съемок фильма бить по мячу.
Плюс вы показываете легендарных и наиболее значимых личностей советского футбола, но совершенно не даете зрителю понять их статус. Вы же планировали познакомить молодое поколение с Яшиным, с той эпохой. Как вы это собирались сделать, молча выставляя на сцену таких персонажей как Бесков, Якушин, Пономарев и не рассказывая про них ничего ни в контексте их влияния на вратаря, ни в контексте значимости их персон?
Уровень погружения самих создателей фильма в игру можно понять по их оценке приза “Золотой мяч”, который достался Яшину в 1963 году. О нем говорится вскользь, как бы невзначай, при этом перечисляя все достижения вратаря. А ведь до сегодняшнего дня ни один вратарь в мире больше не смог завоевать этого приза. По этой причине теперь вручается отдельная награда лучшему вратарю мира, которая носит имя Льва Яшина.
Вот и получается, что фильму про футбол не хватило футбола. Зрителю не хватило вовлечения в игру, в процесс тренировок, в атмосферу принципиальных матчей, в настроение спортсмена после серьезных травм. Ошибки, сейвы, победы и поражения – зритель не может все это прочувствовать. Сюжет даже не поведал нам, почему Яшин был так предан “Динамо”. А ведь ради бело-голубых он отказал мадридскому “Реалу”. И уж тем более среднестатистическому зрителю не будет понятна сцена приезда пожилого и едва передвигающего ноги бывшего советского футболиста на родной стадион. А ведь это было фактическое прощание Яшина с “Динамо”, с футболом, с миром и жизнью.
Набор историй о жизни вратаря
Целостность киноленты – важнейший показатель качественной проработки сценария и режиссерской работы. Есть фильмы, в которых повествование ведется сбивчиво, но там того требует идея картины, загадочность и запутанность самой истории. Здесь же какая загадка?
“Лев Яшин. Вратарь моей мечты” – это прямо семейный альбом на киноленте, на котором запечатлены важнейший моменты жизни и футбольной карьеры прославленного вратаря, но между ними прослеживаются такие разрывы, что подробности приходится додумывать самому. Персонажи приходят из ниоткуда и уходят в никуда, события случаются без подводки и без логической последовательности, пропускаются целые интереснейшие и важнейшие пласты из жизни спортсмена. Как за таким сюжетом уследить, как его переварить и расставить все по своим местам?
А ведь если приглядеться и в качестве альтернативы неполучившемуся биографическому фильму взять какой-то отдельный временной период из жизни и карьеры Яшина, можно было бы рассказать очень неплохую историю. Молодость будущего легендарного вратаря, становление спортсмена, отдельно описанный хоккейный период, славные моменты Олимпиады Мельбурна-1956 и Кубка Европы 1960 года во Франции, травля игрока после поражения от Чили на Чемпионате мира 1962 года, аскетическое время в деревне подальше от цивилизации, возвращение в спорт, всемирное признание, окончание карьеры, болезнь. Тонна сюжетных линий, которые заслуживают отдельных кинолент и которые можно и нужно было раскрыть, показав нам настоящего Яшина, а не ходячего персонажа с постеров. Живые люди не говорят исключительно эпическими фразами, которые потом будут разбирать на цитаты.
Показательная деталь фильма – хронологические указатели. Их обычно ставят на фотографиях, чтобы не забывать временной отрезок, когда был сделан снимок. В кинематографе их используют для ориентации зрителя в повествовании. Но важно не частить с этим элементом “навигации”, иначе сценарий будет совсем абсурден. Если ты не ориентируешься в хронологии сюжета, то фильм либо слишком сложный для тебя, либо тебе не знакома сама история-первоисточник (а создатели почему-то верят, что ты о ней все знаешь), либо сценарий слабый и приходится дополнять пробелы и невозможность плавно перейти от одной линии к другой такими вот хронологическими указателями.
Изучение дальнейших огрехов фильма второстепенно: да, компьютерная графика с замыленными зрителями на трибунах это, конечно, шок-контент; да, использование звукового сопровождения бьющегося сердца и крупный план героя в это время давно уже считается мовитоном; да, актер, играющий Яшина, вообще на него не похож. Все это мелочи по сравнению с фундаментальными прорехами. Если не было явных пробелов, то и мелкие ошибки не бросались бы в глаза. В конечном итоге, Лев Яшин заслуживает куда более эпичного увековечивания на киноэкранах.