Мы продолжаем рубрику о фильмах, которым так и не удалось пробиться на экраны наших кинотеатров. Сегодня на нашем хирургическом столе новинка этого года — «Аннигиляция» (2018).

Оригинальное название: Annihilation
Дата премьеры (мир): 22 февраля 2018
Слоган: «Fear What’s Inside»
Рейтинг КиноПоиск: 6,7/10
Рейтинг IMDb: 7,1/10
В главных ролях: Космо Джарвис, Натали Портман, Оскар Айзек, Дженнифер Джейсон Ли, Тесса Томпсон, Джина Родригес, Бенедикт Вонг, Тува Новотни, Дэвид Гяси, Кристал Кларк
Режиссер: Алекс Гарлэнд
Бюджет: 40 000 000 $
Жанр: приключения, драма, фантастика

Ох, кто бы только знал, как я соскучился по годной фантастике. Только не по той, где пиу-пиу и звезды бабахают, а по той, которая окутывает тебя липким чувством ужаса, заставляет напрягать извилины и раздвигает границы возможного и допустимого. По моим представлениям «Аннигиляция» должна была быть именно из этой серии, забегая немного вперед скажу, что мои ожидания частично оправдались.

Режиссер

За творчеством Алекса Гарлэнда я (неожиданно для себя) слежу уже давно. Начав как автор и сценарист из-под его пера вышли такие картины как «Пляж» (2000), с Леонардо Ди Каприо в главной роли, культовый «28 дней спустя» (2002) и «Пекло» (2007).

Режиссером этих трёх картин был – Дэнни Бойл, которого мы все знаем по «На игле», «Миллионер из трущоб», «127 часов» и которому доверили снимать следующую часть фильма о Джеймсе Бонде. Так что опыта Алекс набирался у лучших. В 2010 по сценарию Гарлэнда выходит «Не отпускай меня», в 2012 — сомнительный перезапуск Судьи Дредда.

В 2015 году Алекс примеряет кресло режиссера и выпускает дебютный фильм по собственному сценарию «Из машины», в котором снялись Алисия Викандер («Tomb Raider: Лара Крофт», который только что стартовал в кинотеатрах), Оскар Айзек и Донал Глисон. С весьма скромным бюджетом в 13 млн. и с актерским составом из 3 человек, Алекс творит чудеса и выдает годнейший фантастический фильм, который не стыдно посоветовать всем любителям сериала «Черное зеркало».

Итак! Ставки велики, на кону второй сольный фильм. Станет ли он новым откровением или полным крахом? Напряжение нарастает и… Дэвид Эллисон — продюсер студии Skydance, которая совместно с Paramount взялась за экранизацию, заявляет о провале предварительных показов. Тестовым группам зрителей не понравилось, что фильм получился слишком сложным, а персонаж Натали Портман — отталкивающим. Осознавая риски, Paramount решили не вкладывать в исправление фильма дополнительные средства и передать права на показ в мире стриминговому сервису Netflix, который выложит картину уже через 17 дней после премьеры в кинотеатрах США.

Сюжет

За основу сюжета взята одноименная книга Джеффа Вандермеера, однако, по отзывам критиков можно судить, что экранизация претерпела значительные изменения.

Действие картины разворачивается спустя 3 года после падения неопознанного объекта на побережье. В месте падения образуется зона, которую называют «прилив» и тщательно скрывают от людей. За всё это время о ней практически ничего не известно, кроме того, что она постоянно увеличивается, а с момента её образования ни один дрон, животное или группа исследователей так и не смогли покинуть её территории.

Очень плохое кино Аннигиляция

Вернуться из «прилива» смог только муж Лины (Натали Портман) — Кейн (Оскар Айзек), который считался погибшим, но непонятным образом оказывается на пороге своего дома. Кейн абсолютно ничего не может вспомнить о последнем годе жизни с начала экспедиции. После непродолжительной беседы у него случается припадок, из машины скорой помощи его и Лину забирают вооруженные люди.

Желание спасти мужа и чувство вины (за то, что считала его погибшим) вынуждают Лину войти в состав новой экспедиции, состоящей полностью из женщин, и искать ответы на свои вопросы на территории «прилива». Команда должна дойти до маяка – предполагаемого центра аномалии для того, чтобы понять, как остановить её распространение.

Очень плохое кино Аннигиляция

По пути выясняется, что в зоне происходит спонтанное скрещивания видов, благодаря которому на одном стебле могут расти разные виды цветов, люди превращаются в проросшее непонятно что, а медведь-зомби может орать женским голосом. И как бы комично не звучало последнее, но по моим меркам это было действительно жуткий эпизод (особенно если смотреть ночью).

Бочка дёгтя и ложка мёда

Критики часто упрекают Алекса Гарлэнда в том, что он мало уделил внимания проработке мира в своей прошлой картине. В «Из машины» мы ничего не знали о мире точно так же как и герой фильма — андройд Ава. Я не считаю это минусом и то, что картина вышла камерной, только добавило погружения в атмосферу и позволило больше усилить связь с одним из ключевых персонажей. Пусть каждый решает для себя, но я считаю этот (возможно) не специальный ход весьма удачным. При съемках «Аннигиляция» Алекс, похоже, прислушался к критикам и решил исправить ситуацию.

Очень плохое кино Аннигиляция

Как ни странно, но основная беда «Аннигиляции» такая же, как и у бессмертного Шерлока Холмса — фильм погружен в свою мифологию так сильно, что в его повествовании наметились явные дыры и места отрыва от реальности не только аномальной зоны, но и всех причинно следственных связей. Порой логика остается маячить где-то далеко за горизонтом и это, несомненно, сказывается на впечатлении от просмотра.

К сожалению, этой картине достался мир, где ученые не могут взять элементарные пробы воздуха, воды, почвы, а режиссер не в состоянии нанять приличных консультантов.

И вот тому несколько примеров:

Из всех людей, вошедших в «Прилив» за 3 года, вернулся только один, и он сейчас захлёбывается собственной кровью в больнице из-за неизвестного воздействия, но команда с небывалым упорством игнорирует все средства индивидуальной защиты.

Очень плохое кино Аннигиляция

Использовать фонари ночью? Нет, спасибо! Будем просто кричать в темноту.

Как надо действовать, если вы дважды находите видеопослания от предыдущей группы?
По мнению авторов фильма нужно:

  • посмотреть пару минут
  • захлопнуть экран камеры
  • плакать-плакать-паниковать

К счастью, женская команда не пытается играть в Рэмбо, в этом плане очень хорошо соблюден баланс. У каждого персонажа есть более менее внятный характер и некоторые из них даже успевают раскрыться за свои 10-и минутные роли. За это и хорошую игру актеров я ставлю фильму жирный плюс.

Сюжет нельзя назвать динамичным, скорее он действует как сирена (мифологическое существо) на моряка, чарует, усыпляет бдительность, а затем утаскивает, чтобы убить. Ты радуешься всему этому до момента, когда плавно набирающий скорость корабль повествования не разбивается с грохотом о рифы концовки.

Что там было? Друзья, я не знаю, как описать, но если бы в конце была эта пресловутая белая комната с кучей мониторов и Морганом Фрименом, который объясняет суть фильма, то это было бы в сотню раз лучше. Тут же мы вместо белой комнаты получаем маяк, вместо мониторов – камеру, а вместо мистера Фримена – летающий бублик и безмолвного гуманоида.

Очень плохое кино Аннигиляция

Заключительный акт такой нудный и невнятный, что мне показался ещё одним фильмом. Да-да, не агрессия, а отражение, я понял это ещё 15 минут назад, спасибо. Можно уже двинуться дальше и посмотреть на титры? Ещё бы чуть и я бы был готов сам дернуть за чеку фосфорной гранаты.

Итог

Аннигиляция – это не только название фильма, основная линия сюжета, но и вообще всё для этой картины. Сам же термин обозначает реакцию превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных.

Очень плохое кино Аннигиляция

Тут хорошие актеры и бодрое начало сталкиваются со средней реализацией и нудной концовкой, основная интрига которой легко угадывается в первой трети фильма.

«Аннигиляция» как кино — это как раз та третья частица, порожденная от «Солярис» и «Пикник на обочине», взявшая от них лучшее, чтобы сделать нечто другое, но весьма посредственное, достойное только одноразового домашнего просмотра.

Могло быть и лучше! 6.5 из 10