Многие наверняка видели дерзкие, талантливые и масштабные работы уличного художника под псевдонимом Паша 183, или P183. Это именно он делал из бетонных плит шоколадки «Аленка», рисовал на стеклянных дверях метрополитена сотрудников ОМОНа со щитами и превращал уличные фонари в огромные очки. Пашу 183 за изящество граффити и нерушимый принцип анонимности в СМИ начали называть «русским Бэнкси». Художник сначала обижался, потому что не хотел быть на кого-то похожим. После он с этим смирился, и иногда сам представлялся именно так.
В 29 лет Паша 183 неожиданно умер, что потрясло все художественное сообщество. В статье мы расскажем о его короткой и яркой судьбе.
Содержание
Ранние годы
Павел Александрович Пухов родился в Москве 11 августа 1983 года. В подростковом возрасте он, как и многие в те времена, танцевал брейк и бросал во дворе мяч в кольцо. Друзья описывают его как честного, открытого и удивительно наивного человека, всегда искренне и самоотверженно верившего в собственные идеи. За счет этого Паша заряжал окружающих энергией и желанием что-то упорно делать.
Образование Павел получил в области дизайна, но никогда не пользовался знаниями, полученными во время учебы. Он сменил много профессий: дизайнер, художник-постановщик, реставратор, системный администратор. Параллельно с работой Паша 183 занимался творчеством и постоянно придумывал что-то необычное. Многие слышали о его первом самодельном переносном проекторе на аккумуляторных батареях или о роботе Space Invader.
Конструированием Паша занимался сам, и помимо этого у него была масса интересов – он фотографировал, проводил время с диггерами, пробовал заниматься дизайном и аэрографией, монтировал клипы и ролики, пытался выпускать журнал, делал сайт, рисовал декорации для мюзикла и так далее. Знакомым сложно было понять, как он все успевает. Еще больше у Паши было нереализованных проектов и просто идей, отмеченных в записных книжках.
Человек творящий
В официальных биографиях о деятельности Паши 183 говорится более сжато – он занимался граффити, уличными инсталляциями и живописью. Заявлять о себе художник начал в конце 1990-х годов. Яркие и точные работы видели миллионы людей, а их автора – единицы. В очень редких интервью Павел упоминал о том, что получил два высших образования – кроме дизайна он учился еще и на юриста.
В середине 2000-х годов у P183 уже сформировался свой оригинальный стиль, сделавший работы узнаваемыми даже для тех, кто далек от современного искусства. За размах таланта и бескомпромиссность Павла уважали и художники из андеграундной среды и те, кто расписывает фасады домов и трансформаторные будки по заказу муниципалитета. Это очень важно, когда автора признают в противоположных сообществах художников.
Паша 183 создал десятки смелых работ. Одна из самых известных под названием «Правда за правду» появилась к 20-летию путча – 19 августа 2011 года. Тогда на стеклянных дверях выхода со станции метро «Красные ворота» горожан неожиданно встретили фигуры готовых к атаке ОМОНовцев.
Многие инсталляции P183 были недолговечны – он любил работать с «временными» материалами. Для примера можно назвать слово «Осень», набранное на асфальте из опавших листьев, или те самые очки, нарисованные на снегу с дужкой в виде уличного фонаря.
Мирская слава
На Youtube есть отличный фильм о Паше 183, найти его несложно по псевдониму. В нем художник отвечает на вопросы, демонстрирует рабочий процесс и многие из своих лучших работ. В фильме есть все, кроме лица автора – оно традиционно скрывается маской. Даже публичные лекции Павел читал, сохраняя инкогнито.
Мировая известность к P183 пришла в начале 2012 года, когда о нем рассказали британские СМИ. В газете The Guardian Пашу сравнили с известным уличным художником Бэнкси. Друзья Пухова не остались в стороне и начали называть Бэнкси «английским Пашей».
В начале 2010-х годов Паша 183 стал очень востребованным – он вместе со своими работами участвовал в фестивалях, проходивших в России, Европе и США. Например, в январе-феврале 2013 года во французском городе Ле-Кремлен-Бисетр проходила совместная выставка работ P183 и Nebay. Это мероприятие было частью фестиваля RussenKo.
В 2012 году Паша участвовал в создании мюзикла «TODD», придуманного Горшком из «Короля и Шута». Задачей художника было изготовление декораций, создающих оригинальную атмосферу хоррора. В числе выполненных им рисунков были надписи «хулиганского» содержания, огромный череп и стремящиеся в небо призраки. Из-за этой работы на Пашу 183 обратили внимание в театральном и музыкальном сообществе. Многими упомянутые декорации воспринимаются в качестве памятника художнику, ушедшему через год после премьеры постановки.
Павел Пухов умер 1 апреля 2013 года, обстоятельства его смерти не раскрываются. Предполагается, что причиной стала остановка сердца, подтверждается и ненасильственный характер смерти. Похоронили художника на кладбище «Ракитки» в Новой Москве.
В память о Паше 183 у Бэнкси появилась работа «P183 R.I.P.». Кроме этого, на «Винзаводе» группой художников в честь него была оформлена мемориальная стена.