Glitch art

Неожиданный взрыв неровных, зубчатых линий, распространяющийся по экранам, знаком еще со времен VHS кассет. Цифровая эра не искоренила этот баг. Ошибка системы неизбежна, даже когда технология становится сложнее. Забавно, что сбой, который изначально раздражал и мешал просмотру, превратился в новое направление искусства – Глитч-арт.

Еще в 1930 годы художники начали использовать битые пиксели, обрывки и сбои изображения, визуально передавая их зрителю. Глитч поставил под сомнение формы и традиции искусства с использованием цифровых и аналоговых технологий.

Содержание

Glitch art

Искусство ошибки

Само слово Glitch art в переводе означает буквально «искусство ошибки» или просто сбой работы системы. Впервые его употребил в контексте поломки аппаратуры астронавт США Джон Гленн в 1962 году. Однако к тому времени художники уже не раз использовали прием цифрового бага. Первым известным проектом стал фильм «A Colour Box» Лена Лая 1935 года. Затем внимание привлекла видео скульптура «TV Magnet» художника Нам Джун Пайка. Он, к слову, считается основателем видеоарта. В 1978 году вышел экспериментальный фильм «Digital TV Dinner», созданный Джейми Фентоном и Райлем Саритским. В нем использовались аудио ошибки, а само видео было сделано за счет манипуляций с игровой консолью Bally.

Все больше художников в разных областях приходят к тому, чтобы вставить сбои в свою работу, используя технику под названием «databending». Glitch art – спорный термин. Изначально считалось, что он может применяться лишь тогда, когда ошибка является случайной из-за неверной работы оборудования или программного обеспечения. Но со временем появились способы преднамеренного побуждения некоторых из этих сбоев. Процесс берет свое название от практики, когда детские игрушки, дешевые клавиатуры и педали (блоки) эффектов специально “закорочены”, чтобы создавать спонтанные и непредсказуемые звуки.

Glitch art

Творения Glitch art

Деятели искусства изучают различные технологии и создают собственные способы, чтобы придать изображению особый пиксельный вид. Британский дизайнер Люк Джеррам создал скульптуру школьницы на железнодорожной станции в Бристоле. Она состоит из блоков и разных слоев, в отдалении превращаясь в сбитое изображение. Канадский художник Матье Сен-Пьер использует компьютерные программы и аналоговые видеосигналы для создания своих изображений с электронными сбоями.

Как и поп-арт, глитч в итоге превратился в стиль жизни, и применяется также в одежде, обуви и аксессуарах. Самовыражение и покорение новых просторов стритвира привело московский бренд Submariner к Глитч-арту. Это возможно связано с волной популярности стиля 90-х. Одновременно марка постоянно открывает для себя новые технологии нанесения принтов и окрашивания изделий. Символ Submariner – водолаз в шлеме, появился и в последней коллекции SMR «с ошибкой». Шумное смещенное изображение разбавляется яркими красками и приобретает совершенно уникальный вид.

Glitch art
Коллекция Submariner Glith Core

Аниме Глитч-арт

Японская анимация – отдельный мир мультфильмов скорее для подростков и взрослых, чем для детей. Высокотехнологичная страна, пожалуй, лидеры по части экспериментов. Их персонажи с большими глазами и невыразительным ртом и носом передают эмоции чересчур нереалистично, чем и привлекают внимание. Конечно, Глитч-арт проник и в их жизнь. Тамблер бои, сидящие в одноименной социальной сети, больше других увлечены этим искусством. Именно там можно встретить множество изображений и анимаций с полосками, сдвигами и раздвоением.

Glitch art

Одним из самых известных художников японского глитча и цифрового искусства является музыкант Yoshi Sodeoka. Он создает уникальные проекты с 1990-х годов. Его цифровое искусство было представлено на многочисленных DVD-дисках, кинофестивалях, художественных галереях и выставках. И хотя в работах Йоши не используется аниме, говорить о глитче без упоминания этого художника было бы неправильно.