Электробайк – современное транспортное средство, которое удачно сочетает в себе привычные функции велосипеда и мотоцикла. Он идеально подходит для краткосрочных поездок в границах города и за пределами населённых пунктов, поэтому его всё чаще и чаще выбирают в качестве персонального средства передвижения. Электрический транспорт поддерживает тренд на экологичный стиль жизни, позволяет экономить на горючем и вообще во многих вопросах упрощает жизнь своим владельцам благодаря своей компактности.
Создание электробайков
Эксперименты с целью соединить велосипед с двигателем началась около ста лет тому назад. За всё это время все многочисленные попытки изобретателей прошли через череду взлётов и падений, неизменно получив на свой счёт множество усовершенствований. Трудно назвать только одно имя человека, который был причастен к созданию праобраза современного электробайка. Путём слияний чужих идей, заимствований и совершенствования прошлых наработок, немало особ приложило усилий к тому, чтобы сейчас люди имели возможность ездить на таком чуде техники.
Например, в период с 1860 по 1895 год включительно, ещё до фактического изобретения первого электровелосипеда, создали несколько более ранних аналогов на приводах разных типов. Но такие уникальные модели быстро потеряли популярность. Поэтому логично, что тогда никто не предположил, что переделанные варианты с обновлённым двигателем в будущем станут настоящим хитом продаж.
Первым рискнул американский изобретатель Сильвестр Роупер, который сконструировал довольно лёгкий и практически единственный в тот период автономный паровой двигатель, смонтировав его на базе велосипеда фирмы «Хенлон». Переделанный велосипед состоял лишь из металлической рамы на деревянных колесах, а сам паровой двигатель был подвешен на пружинных амортизаторах за сидением. Топливом для этой версии служил измельченный уголь, который надо было время от времени подбрасывать в топку котла.
Следующий взнос в истории электробайков сделал Уил Либби из Бостона, который изобрел велосипед с двумя аккумуляторами. Сконструированный двигатель был установлен прямо в ступице педального узла и состоял из ряда центральных магнитов, окруженных двумя барабанами.
Более быстро и разнообразно эксперименты пошли в конце 1948 года, после того, как Крис Арджирис официально получил патент на электрический велосипед, использующий цепной электродвигатель. Перейдя к опытам, он переместил батареи по бокам заднего колеса, чтобы улучшить поперечный баланс. Увы, в полученном патенте чётко не указывались характеристики изобретения, из-за чего точно неизвестно, как выглядела эта конструкция.
С тех пор вся индустрия электровелосипедов занимает огромную нишу, которая с каждым днём всё расширяется. Изобретения вроде нового сенсора крутящего момента, контроля мощности, аккумуляторов или прототипов улучшенного мотор-колеса позволили отрасли достигнуть новых вершин.
Технические изюминки
Выбирая подходящий электробайк, сперва необходимо обращать внимание на перечень его функций и особенности сборки каждой модели. В первую очередь, надо учитывать технические характеристики транспортного средства, среди которых специалисты выделяют такие параметры, как:
- максимальная скорость (напрямую взаимосвязана с типом, мощностью и вольтажом мотора, весом, диаметром колёс и другими факторами);
- дальность пробега на 100% заряде (формирует итоговую ёмкость АКБ, допустимый стиль езды и перечень особенностей местности);
- динамика разгона (отталкивается от ампеража и мощности мотора);
- допустимые локации (шанс использовать электробайк в холмистой или горной местности позволяют модели с редукторными мотор-колёсами);
- проходимость (зависит от встроенной мощности, типа и расположения мотора, а также особенностей установленных шин);
- дизайн/габариты (установка компонентов подразумевает их правильное размещение, чтобы не препятствовать комфортному использованию);
- наличие полезных аксессуаров (расположение и размеры корзины или багажника, крыльев, фары, сигнала, подножки или прочего).
Если обобщать, то электробайки делятся на 3 класса, в каждом из которых существуют свои ключевые свойства, учитываемые при сравнении:
- pedelecs (с педальным приводом) – двигатель там активируется при помощи педалей, облегчая движение пропорциональной мощностью;
- power on demand (с дросселем мотор-колеса) – система активируется при помощи педалирования параллельно с включённым дросселем или исключительно за счёт дроссельной рукоятки;
- speed pedelecs (с более мощным мотором) – аналогичные по типу работы привода, однако позволяют достигать скоростей свыше 40 км/ч и часто подпадают под классификацию полноценных мопедов.
Современные электробайки различаются по типу привода и визуальным характеристикам, ведь каждая фирма старается сделать ставку на конкретные характеристики и соблюдает свою изюминку во всех моделях. Поэтому гораздо проще брать определённую марку и изучать свойства её серий.
Разнообразие брендов
Самыми известными электробайками на сегодня считаются запатентованные модели от Seev CityCoco. Именно их концептуальное решение и копирует большинство компаний, перенимая самые основные детали конструкций или оформления. Но, если рассматривать рынок предложений в выбранной нише, то можно вспомнить немало брендов:
- Медведь (дочернее ответвление лейбла 5киловатт, который возник в 2013 году – ассортимент включает несколько категорий, основными из которых являются непосредственно электровелосипеды и комплекты для самостоятельной электрификации);
- Eltreco (возникла в 2010 году с целью популяризации, производства, продажи и обслуживания различных транспортных средств с электро приводом – основное производство сосредоточено в Корее и Китае);
- Merida (тайваньская компания, один из наиболее крупных брендов в мире – линейка электробайков представлена велосипедами различных категорий: как для новичков, так и для профессионалов);
- Cube (немецкий производитель и поставщик велосипедов, основанный в 2013 году – помимо сборочного производства, компания также имеет собственный отдел проектирования и испытательный тестовый центр);
- Welt (популярный велосипедный бренд из Австрии, чья работа дочерних отделов R&D сосредоточена на создании качественного, недорогого и покупаемого продукта для широкого спектра клиентов).
Причём, это далеко не полный список предприятий, которые полностью или частично специализируются на выпуске электробайков или запчастей к ним. Практически в каждой стране есть отечественные производители, которые предоставляют всевозможные модели, как по ценовым диапазонам, так и по техническим характеристикам.
Сравнение с другим электро транспортом
Планируя купить электрический байк, важно заранее на 100% убедиться в том, что необходим именно он. Ведь существует немало идентичных приспособлений со схожими функциями, которые лишь незначительно отличаются между собой. Как же стоит сравнивать и не ошибиться с лучшим вариантом?
Электробайк VS электроквадроцикл
Принцип работы упомянутых моделей, действительно, очень похож между собой, но существенные отличия есть и их надо учитывать. Среди главных нюансов сравнения можно выделить, что электробайк гораздо безопаснее за счёт мощной рамы и свободной посадки, которая менее травмирующая при ДТП. Вдобавок на электрический квадроцикл менее удобно (и быстро) садиться, поскольку надо перекидывать ноги через раму, что сильно мешает при долгой езде.
Многие электробайки отличаются отличной тягой, когда как их аналог с мотором 1000 Вт не разгонится до 60 км/ч. Конечно, можно просто настроить подходящую скорость, но проще получать все встроенные параметры уже по умолчанию. По стоимости модели обоих сегментов почти одинаковые, но квадроциклы более массивные и грубые в плане габаритов. Они рассчитаны на большее количество пассажиров или груза, хотя при индивидуальном использовании всё равно заметно проигрывают трансформеру велосипеда.
Электробайк VS электросамокат
Несмотря на массу общих черт, электровелосипед всё-таки имеет гораздо больше ограничений касательно пассажиров: из-за внушительных размеров, им нельзя пользоваться детям и одновременно перевозить много людей. Он прекрасно преодолевает разные местности и преграды на пути, в отличие от электросамоката. Его конкурент рассчитан на более аккуратные дороги, без преград и формально годится только для города и ухоженных парков.
Зато самокаты с двигателем практичнее в транспортировке. На деле их легко можно сложить, нести в руках и даже брать с собой при поездке в другом транспорте, когда как электробайк таким плюсом в заявленных габаритах похвастаться не может. Закрывая глаза на почти идентичные технические характеристики, различия между ними сводятся только к требованиям для хранения: модели велосипедов нуждаются в более щедром пространстве и могут создать больше трудностей, чем электросамокаты.