Приятным бонусом от поддержки проектов и начинаний партнёров для меня является возможность посетить предприятия их региона. Экспедиции, предполагающие такие визиты, в общем-то, планируются, но реализацию планов в Италии не может гарантировать никто. И никогда не знаешь, каким будет «сухой остаток»: можно ли будет в итоге помянуть кого-нибудь добрым письменным словом.
То, что для России средний и малый бизнес, для Италии — крупный. Совсем-совсем крупные фирмы в общении с чужаками, как правило, воинственны (если не сказать резче), закрыты и оставляют большой простор для фантазии вдумчивого потребителя. Те, кто не забыл годы становления или управляются основателями, — напротив, могут удивить открытостью и отзывчивостью.
Настоящие хозяева итальянских малых и средних предприятий — они и люди настоящие. Подлинное в них остро чувствует в собеседнике фальшь. От твоих вопросов и реакций зависит, получится ли разговор, и сколько он продлится. Мне говорили, что обожанием людей дела от меня веет за версту, но привыкнуть к таким подаркам судьбы, как этот, у меня не получается.
Любимой формой работы российско-итальянского проекта Wine Gastronomic Guide является… налёт. Узнав в каком-нибудь людном месте, кто мы такие, местные жители с удовольствием рассказывают об индустриальных достопримечательностях. Если о ком-то говорят с придыханием — мы едем туда вне плана экспедиции и без звонка. Почему? Потому, что хорошая репутации фирмы здесь складывается не только из исторических кирпичиков, экономических достижений или стабильности в высоком качестве продукта. Она не бывает без открытости. Компании, которым нечего скрывать, не шарахаются от незваных гостей.
Мы приехали за полчаса до конца рабочего дня (это 17:00 во многих агро-хозяйствах). Не стоило доверять навигатору: в холмах прибрежной Лигурии над городами-соседями Санремо он успешно заблудился. Бутылки с водой остались на базе, жара +38 — я люблю свою работу…
Хозяйство Вентурино встречает нас безлюдьем, хором цикад и открытой дверью в шоурум. Мы спрашиваем, можно ли тут что-то посмотреть и глубоко вдыхаем в ответ на «сейчас позову хозяина».
Вальер Вентурино вышел навстречу без традиционной итальянской улыбки на лице, но с тенью глубокой усталости от прошедшего дня. Он посмотрел на нас, на флажки России на футболках и хмуро сказал: «Пошли»…
Приглашаю вас заглянуть на сайт Хозяйства Вентурино, чтобы составить представление о его масштабах. Обратите внимание, как сформулирована под страницей об Истории компании её миссия (тот, кто предложил такую формулировку … зря это сделал).
14 августа по горячим следам этой встречи я написала пару слов на FB (привожу ниже), а позднее — заметку с подробностями:
- про технологии холодного отжима и волшебные качества уникальных оливок региона Таджа;
- про ежедневную заботу о 9 000 олив и риски оливоводства;
- про условия труда и отдыха 40 штатных сотрудников и сотен волонтёров, приезжающих на сбор урожая;
- про заветы основателя — отца Вальтера — начавшего производство оливкового масла сразу после Войны в 1946-м;
- про техпроцессы и 40 000 банок оливкового паштета в смену;
- про отличия местного базилика и соуса песто от других;
- про двух сыновей-помощников, изучающих бухгалтерию, инженерию и маркетинг;
- про технологические линии и этапы перевооружения;
- про кризисы роста;
- про торговые марки и управление портфелем ТМ;
- про «поддержку» предпринимательства в Италии;
- про экспортные поставки по Европе;
- про сертификации разного рода;
- «ой, а что это у вас за диплом на стене»;
- про управление качеством;
- про отношения с торговыми сетями;
- про 12-часовой рабочий день руководителей, включая Вальтера;
- и т.д. и т.п.
Написала всё это, а потом… удалила файл. Да, трудов и времени жаль. Но было бы вдвойне жаль, если бы вы так и не поняли, зачем я взялась писать о Хозяйстве Вентурино.
Редкий гусь долетает нынче до середины Дн… статьи, а мне бы очень хотелось, чтобы читатель-коллега разделил со мной два главных открытия.
Итак, представьте себе, что вы (как и я) увидели прекрасно организованное предприятие. Вы полазали по углам и отстойникам, где могут окопаться недосмотры в санитарии (чисто). Вы видели сотрудников, склад и оборудование. Оценили взглядом лужёного инженера, как построены распределительные щиты и сигнализации. Вы видели, как организовано делопроизводство, как содержатся офис, магазин, столовая, туалеты. Вы заметили 5S и другие элементы Lean Manufacturing, убедились во включённости первого лица в управление развитием компании. По ходу вы узнали, что масло, оливки и паштеты под совсем другими марками, которые вы так любите покупать, оказывается тоже производят здесь. Вы также получили представление об объёмах оптовой выручки, отчислений и стоимости бизнеса. Представили?
И вот теперь, объясните мне-непонятливой: как это всё возможно, если Вальтер… никогда не учился менеджменту? У него за плечами только средняя школа. Всё, что тут было до появления последних производственных линий, он построил или с отцом, или сам (включая инженерные сети). Он ничего не слышал о 5S. Он не знает, какой такой менеджмент вас интересует. Бизнес-процессы? Цепочки поставок? KPI?
Мне кажется, что многих наших гуру менеджмента и радетелей за бизнес-образование стоит водить на такие предприятия, поскольку подобные визиты невероятно отрезвляют. Кажется, что где-то там летает дух Генриха Альтшуллера, любуясь идеальными системами, которых нет, а функция их выполняется. Заглядывает и дух Г.П. Щедровицкого, удивляясь тому, как осуществляется деятельность и управление ею в отсутствие прописанных докторами слов.
Второе открытие связано у меня с вопросом: а что бы я сама могла привнести в эту компанию, если бы меня об этом спросили управляющие?
Пожалуй, единственное — это представление о важности осмысления миссии (зачем она вообще нужна, и как работает). Почему? Ответ на этот вопрос в июльском статусе. (И, может быть, потом формулировку на сайте кто-нибудь исправит). А вот надо ли сеньору Вентурино превращаться из предпринимателя в руководителя — большой вопрос.
Наш низкий поклон Вальтеру Вентурино за экскурсию, за труд всей его команды и за урок, который он своим примером преподносит многим предпринимателям. И не только в Италии.
«Ехать на это предприятие так не хотелось — опять оливковое производство, что нового мы там увидим? Солнце жарит так, что лучше уж… Но поехали. Ведь, к тому же, это мои любимые оливки (таджаске). И опережая обозревателя, который всё это опишет по-своему, делюсь потрясением.
Когда тебе кажется, что ты уже всё знаешь о чём-либо (например, о предпринимательстве), может и накрыть 🙂 Мы, как всегда, как тот «сюрприз», подкрались незаметно, но основатель посмотрел на нас и отказать не смог. Персональная экскурсия по закоулкам (а не по витринам) фабрики — тема отдельная. Чего стоит только реализация элементов #LeanManufacturing на этом огромном (по меркам Италии), современном, идеально выстроенном, оптимально механизированном производстве. Вальтер не знает, что такое #Lean, у него только средняя школа. Да и сынули два: один бухгалтер, другой — технарь, тоже не знают. Всё это наши «перегибы смысла в менеджменте»…
9000 олив по всей Лигурии любимы как девушки… Но Вальтер… Высокий, красивый, ещё вполне молодой мужчина (лет 65-ти), уставший смертельно от жары и работы без отпусков. 35 человек разошлись по домам или по заданиям, но он работает больше всех…Nadia, это то самое, о чём я недавно писала, какой-то особый реактор внутри. Это то, что шарашит, когда тебе на какой-то вопрос, предполагающий ответ хвостом веером, вдруг краснеют в смущении (!) …
«У всех жизнь, отпуска, море, а у меня только это, — говорил он, видимо, стараясь остудить мои эмоции. — Иногда, конечно, забирает гордость от всего этого, но ведь жизнь где-то рядом проходит»… Я отвернулась, потому что уже глаза были мокрыми, чуть отошла, пока мужчины говорили между собой, но в итоге, объясняясь, сказала ему: «Как Вы можете так скромничать? Так говорить? Тысячи людей (за все эти годы — миллионы) каждый день во всём мире покупают продукты под вашими марками. На их столах ваши масла, паштеты, оливки. Это про здоровье, понимаете? Это про доверие, про «давать людям пользу» много лет, каждый день без сомнений в качестве. «Жизнь проходит?» Вы просыпаетесь каждый день, чтобы лучшее, что вложила Природа в самую вкусную оливку Италии, донести до миллионов людей. С 1946 года (для вас с 75-го), конечно, можно устать, и вроде как, и не бросить это всё. Но… У нас в менеджменте это называется «миссией». И тысячи людей просыпаются с мыслью, почему Господь Бог не послал им миссии наподобие вашей». Судя по реакции, такое сеньору Вентурино говорят нечасто 🙂 …
Мы уже простились, отказавшись от презентов, и пошли к магазину. Вальтер из окна своего офиса увидел, как мы из него выходили с покупками, и улыбнулся… Для нас было честью оставить там деньги, время, и кусочек сердца… Я вполне разделяю эмоции Алексей Синельников от общения с Олегом Сирота после сырной ярмарки и допускаю, что мои поймёт не каждый. Просто надо представлять, как «помогает» итал.правительство своим производителям, с какими форсмажорами тут люди сталкиваются, и какая это удача — выиграть в семейную лотерею, где сын не продаст буржуям (немецким или американским) всё созданное предками, а сделает Дело ещё более крепким и… ну да, крутым 🙂 »