Появление новых и нестандартных условий на поле боя подразумевают усовершенствование боевой техники, требования к которой становятся более строгими. Особенно это актуально для авиации, обеспечивающей непосредственную поддержку сухопутных войск на поле боя. С появлением вертолетов, возможность воздушной поддержки значительно улучшилась. Первые поколения вертолетов использовались для передачи сведений, доставки боеприпасов и подкрепления. Впоследствии данная разновидность летательных аппаратов стала специализированной.
Содержание
Вертолёт Аллигатор
Основным предназначением является уничтожение танков, живой силы, других вертолетов и летательных аппаратов, бронированной и небронированной боевой техники противника в тактической глубине, а также на переднем крае. Эффективность устранения целей подтверждена для любых погодных условий днём или ночью.
«Аллигатор» КА-52 способен полноценно обеспечивать разведку целей, огневую поддержку десанта, осуществлять сопровождение военных колон и патрулирование. Кроме того, вертолет целераспределяет и производит аппаратурное целеуказание на командные пункты сухопутных войск, взаимодействует с другими вертолетами.
История создания
Аналогом и условным прототипом данной разновидности винтокрылых летательных аппаратов стал американский «Апач». Советские конструкторы не стали сдавать позиции, и в ходе тщательных разработок в 1990-е годы на свет появились КА-50 и КА-52. Это были специализированные ударные вертолеты, не уступающие иностранному аналогу в оснащении, вооружении и конструктивных особенностях.
Достаточно долго на вооружении СССР был единственный ударный вертолет — МИ-24. В военных кругах его называли «Крокодил». Первопроходец с честью прошел большое количество войн, вооруженных конфликтов и продолжает использоваться до настоящего времени. Но, он имел определенные недостатки:
- большой вес;
- неиспользуемое десантное место;
- отсутствие места для второго пилота;
- несовершенство формы, мешающее укрытию от радаров;
- устаревающая электроника.
Разработка нового боевого вертолета поручена КБ Миля и Камова. Создатели не изобретали принципиально новый летательный аппарат, а усовершенствовали ранее разработанные модели. Результат был определен в середине 1990-х годов, а в 2008 году, после всех испытаний, ударная машина КА-52 попала на вооружение.
Вооружение KA-52
Современный «Аллигатор» оборудован мощным наступательным вооружением и современной авионикой. Подобная «начинка» подходит для выполнения различных боевых задач в самых сложных условиях. Летательный аппарат способен обеспечить высокий уровень защищённости экипажа, при этом пилотирование максимально автоматизировано и упрощено.
Составляющие оборонного бортового комплекса:
- Для снижения тепловой заметности предусмотрено экранно-выхлопное устройство.
- Предупреждение о радиолокационном и лазерном облучении обеспечивает специальный датчик.
- В качестве устройства радиоэлектронного противодействия выступает станция оптико-электронных помех оборонной бортовой системы.
- Благодаря соосной схеме расположения винтов, машина хорошо маневрирует в ограниченном пространстве.
Вооружение вертолета «Аллигатор» состоит из следующих компонентов:
- 30-миллиметровой пушки подвижного типа;
- управляемых и неуправляемых ракет;
- бомб с нагрузкой до 2 тонн.
Особенности конструкции
Данная модель разработана по соосной схеме. Подобных подход обеспечивает внушительную эффективность эксплуатации двигателя, создает большую подвижность и маневренность. В целом, конструкция практически полностью копирует КА-50 — это заметно по деталям и основным узлам вертолета. Например, практически одинаковыми остались шасси, силовые установки, подвески, фюзеляж. Но, есть и существенные отличия:
- уменьшен вес конструкции;
- за счёт обтекаемой формы улучшена аэродинамика;
- есть место для второго пилота;
- машина оснащена усовершенствованной электроникой.
То есть, важными моментами, которых не было у предшественника КА-50, является улучшенная конструкция и электронное оснащение. Стоит отметить и одинаковую эффективность использования машины днём, в темное время суток и при плохих погодных условиях. Также выделяется дублирование всех систем — это актуально в случае ранения одного из членов экипажа или выхода из строя любой из систем. Вертолет может использоваться как тренажёр для подготовки пилотов в приближенных к боевым условиях.
Остальные преимущества «Аллигатора»:
- наличие жидкокристаллических экранов;
- усовершенствованная система спасения пилотов;
- катапультирование модернизированно и осуществляется по самолетному принципу;
- в системе спасения предусмотрен предварительный отстрел лопастей винтов перед катапультированием членов экипажа.
Конструкция предусматривает наличие второго винта, что улучшает маневренность боевой машины. Например, вертолет может делать «мертвую петлю», что недоступно для классического расположения винтов.
Основные технические характеристики
Вертолет КА-52 представлен следующей модификацией:
- Заявленный потолок висения — 4000 метров, практический — 5500 метров.
- Максимальная скороподъемность на уровне моря — 16 м/с, вертикальная — 12 м/с.
- Максимальная скорость — 300 км/ч, крейсерская — 260 км/час.
- Максимальный вес нагрузки — 2500 кг.
- Наибольшая взлетная масса — 10800 кг.
- Практическая дальность полетов ориентировочно топливных баков — 460 км.
- Экипаж — летчик и летчик-штурман.
КА-52 является одной из лучших разработок КБ. Вертолет впитал в себя все идеи и мысли по последнему слову современной боевой техники. Но, линейка камовских ударных вертолетов не останавливается. Однозначно, что история «Аллигатора» далека от полного завершения, ожидаются и модификации, и усовершенствования, и создание новых моделей на его основе.