Знакомиться с историями японских предпринимателей, создававших крупные мировые компании, всегда невероятно интересно. У Японии не было несметных колониальных богатств как в Европе и миллионов рабов как в Америке. Бизнесы здесь строились с нуля, собственными талантами и трудолюбием. Один из таких примеров – компания Honda Motor, носящая имя своего основателя Соитиро Хонды.
Содержание
Запах машинного масла
Соитиро Хонда родился в 1906 году. Он был старшим сыном в семье бедного деревенского кузнеца, жившего в аграрной провинции Хамаматсу. Первая встреча с автомобилем стала для мальчика настолько сильным переживанием, что Хонда вспоминал ее всю жизнь. Он любил рассказывать, как бежал изо всех сил за той машиной и нашел на земле на месте ее остановки несколько капель масла. Соитиро встал на колени и, забыв обо всем на свете, начал вдыхать запах этой странной жидкости. Мальчик растер промасленным песком ладони, и ему показалось, что ничего приятнее этого аромата просто не существует.
В тот момент у Хонды появилась настоящая мечта – сделать собственный автомобиль. Отец мальчика занимался ремонтом велосипедов, что подогревало его интерес к технике.
От автомеханика к изобретателю
В 1922 году Хонда окончил среднюю школу и переехал из родного города Тэнрю в провинции Сидзуока в столицу. В Токио он хотел устроиться автомехаником, но 15-летнему парню без опыта для начала доверили присматривать за детьми хозяина мастерской Art Shokai. Нянькой он был до 1 сентября 1923 года – в этот день случилось Великое землетрясение Канто. Токио и еще десяток крупных городов были уничтожены, сотни тысяч людей погибли.
Большинство занятых в гараже механиков на время бросили работу – им надо было восстанавливать собственные дома. Рабочих рук не хватало, и Соитиро наконец смог заняться тем, о чем долго мечтал – ремонтом машин.
В мастерской быстро проявился изобретательский талант Хонды. Землетрясение сопровождалось разрушениями и пожарами, в которых сгорали не только дома, но и машины. В мастерской приходилось их восстанавливать, и Соитиро, видя, как огонь уничтожает колеса с деревянными спицами, разрабатывает цельнометаллический диск. В 1928 году он получает на это изобретение первый из своих 150 патентов.
В том же году владелец Art Shokai разрешил Хонде вернуться на родину и открыть там филиал мастерской.
Мотоциклы и автомобили Honda
Соитиро Хонда не любил учиться в школе, к предлагаемому ею формальному образовательному процессу он испытывал ненависть и часто прогуливал уроки. Изобретатель был самоучкой, он предпочитал экспериментировать и учиться на собственных ошибках.
С появлением своей мастерской у Хонды появилось больше свободы действий, и он начал конструировать. Соитиро брал простой велосипед и ставил на него маломощный бензиновый мотор от генератора. Это было уже после Второй мировой войны, когда страна находилась в разрухе, и людям требовались экономичные средства передвижения. Такая техника вполне успешно продавалась, и Хонда в 1948 году решился создать собственную компанию и назвать ее своим именем.
Так появилась Honda Motor, ставшая к 1963 году ведущим мировым производителем мотоциклов. Для этого Хонде пришлось повергнуть сотни конкурентов, включая крупные итальянские заводы и легендарный Harley-Davidson.
В 1960-е годы Honda Motor занялась выпуском автомобилей. Соитиро давно увлекался автогонками, еще в 1930-е годы он собирал в мастерской Art Shokai гоночные автомобили и сам участвовал в скоростных ралли. По этой причине первой выпущенной им моделью был спорткар S500. За ним последовал пикап T360.
Успех на мировом рынке автомобилей пришел к Хонде лишь через 10 лет, когда в 1973 году начала выпускаться Honda Civic. Небольшой непритязательный переднеприводный автомобиль оказался очень востребованным, так как в мире бушевал нефтяной кризис. Civic стала первой массовой японской машиной. Ее продажи шли настолько успешно, что забеспокоились европейские автоконцерны – в нише компактных авто у них появился серьезный конкурент.
Почетная пенсия
В 1973 году компания Honda Motor не только выпустила модель Civic, но и отметила свое 25-летие. По этому поводу был собран совет директоров, и Соитиро Хонда заявил на нем о своем уходе на пенсию. Для японского руководителя 67 лет – необычно молодой возраст для выхода на заслуженный отдых. Однако Хонда предпочел наблюдать за мировым успехом своей компании со стороны. У Соитиро было два сына и две дочери, но на свое место он не стал ставить кого-то из родственников. Хонда считал, что руководить производством должен человек с выдающимися лидерскими качествами. В итоге главой компании выбрали одного из ее работников.
Соитиро не боялся ломать стереотипы. Даже будучи главой огромного концерна он вполне мог прийти на заседание правления в простой куртке. Хонда не считал, что по внешнему виду стоит делать выводы о качествах человека. Однажды из-за этого едва не сорвалось вручение ему императорской награды – протокол требовал надеть фрак, а основатель Honda Motor собрался прийти на церемонию в обычном рабочем кителе.
На пенсии он продолжал занимать почетные должности в собственной компании, а также в Ассоциации японских автопроизводителей и Токийской торговой палате. Кроме того, он основал Фонд Хонда и Международную ассоциацию безопасности дорожного движения.
Соитиро Хонда умер в 1991 году, его здоровье подорвала болезнь почек. Для последователей он остался примером скромности, упорства, умения рисковать и превращать собственные ошибки в ценный актив.