Рынок телемедицинских услуг стал одним из самых динамично развивающихся в сфере здравоохранения за последние три года. Ниша интересна всем: пациентам, врачам, бизнесу. Подробнее об основных трендах отрасли — в материале.
Экономит время и восполняет кадровый дефицит
С 2018 года популярность цифровых медицинских сервисов в России увеличилась почти в 30 раз. Только в прошлом году различными видами таких услуг воспользовались около пяти миллионов человек. Такие данные приводит инвестиционный фонд VEB Ventures.
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков отмечает, что одной из первых в стране онлайн-формат внедрила сеть частных клиник «Медси», которая входит в структуру АФК. В 2018 году они запустили сервис SmartMed. С его помощью проходят консультации и ведется запись на прием к нужному доктору.
Самое широкое распространение этот формат получил в 2020 году во время пандемии Covid-19. Режим самоизоляции, карантины в больницах и поликлиниках, нехватка медиков — все это превращало банальный поход к участковому доктору в невыполнимую миссию. Онлайн-технологии помогли справиться с проблемой. По данным «Медси», в это период платформой SmartMed воспользовались более 35 тыс. раз — на 300% больше, чем годом ранее, а приложение скачали более миллиона раз.
Государство стимулирует
Возможности нового направления здравоохранения не ограничиваются рекомендациями по приему лекарств. Телемедицина восполняет нехватку кадров в отдаленных территориях, в том числе сельской местности.
Кроме того, уже несколько лет врачи из регионов активно используют преимущества цифровизации: проводят дистанционные консилиумы со столичными коллегами, учатся у ведущих специалистов проводить операции и работать с современным оборудованием.
Стимулом для развития стал и вступивший в силу с 2018 года федеральный закон о телемедицине. Он регулирует отрасль и гарантирует защиту прав всех участников лечебного процесса.
Было бы здоровье, а остальное – приложения
Разработку собственных телемедицинских платформ ведут госкорпорации и бизнес. В их числе проекты дистанционного наблюдения за онкологическими пациентами, мониторинг состояния здоровья пациентов с различными хроническими заболеваниями, платформы для проведения консультаций.
Как отмечает Владимир Евтушенков, в «Медси» предусмотрели довольно широкий спектр возможностей приложения. Помимо консультаций, записи к врачу, сервис позволяет вызвать медиков на дом, в том числе и неотложную помощь. Данные о пациенте, история обращений, результаты исследований могут храниться в смартфоне, но при этом будут надежно защищены.
Сейчас компания в сотрудничестве с Минэкономразвития, Минздравом и другими партнерами работает над программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, которая разрешит медикам ставить диагноз в рамках телемедицинских консультаций. Действующий закон пока это делать запрещает.