Ман Рэй — один из самых значимых фотохудожников прошлого века. Его имя находится в списке 25 самых влиятельных фотографов XX века. Настоящее имя мастера — Эммануил Радницкий. Он по праву считается революционером фотографии, вознесшим ее в ранг искусства.
Содержание:Биография
Ман Рэй родился в Пенсильвании в 1890 году. Его семья (еврейские иммигранты из России) жила в местечке Уильямсбург. Родители назвали сына Эммануилом, но потом сократили его до Мана.
Семья владела швейным бизнесом, и дети много времени проводили в мастерской. Ман постепенно обучался технике коллажа — он собирал из лоскутков ткани картинки.
В школе Эммануил увлекся черчением и художественными стилями мастеров прошлого. Он хотел связать свою жизнь с искусством, и этим очень огорчал родителей, которые пророчили ему карьеру портного. Но все же выделили сыну студию, где он создавал иллюстрации для газет. Рэй стал брать уроки живописи, а потом примкнул к последователям Франсеска Феррера и оставался им 2,5 года.
Успех
Фотографией Рэй стал заниматься в 24 года. Сначала это был всего лишь дополнительным способом заработка, но очень скоро переросло в образ жизни молодого человека. Первые работы Рэя зрители восприняли противоречиво, и он понял, что ему нужна настоящая школа. В 1920-х годах он отправился в Париж и достаточно быстро сошелся со столичной богемой.
Рэй не просто делал бездушные снимки людей, он стал экспериментировать с технологиями и его фото получались совершенно необычными. Очень скоро фотографироваться у Рэя стало модно и престижно.
Для души Ман создавал инсталляции и натюрморты, дополняя их фигурами людей, работал в ню-формате. Экспериментируя, он создал новые техники. А один из его методов стал называться рейографией.
Ман Рэй снимал Стравинского, Пикассо, Сати, Леже, Хемингуэя, Ларионова, Пакабиа, Бранкузи, Джойса. Его пригласили также для съемок Марселя Пруста на смертном одре.
Фотография привела Рэя к созданию авангардных короткометражных фильмов. В 40–50-х годах прошлого века он снова вернулся к изобразительному искусству, и сделал несколько сюрреалистических картин, которые вошли в серию «Уравнение Шекспира».
Личная жизнь
Ман работал фотографом и, конечно, был окружен красивыми дамами. Первый брак с поэтессой быстро распался, ему на смену пришли отношения с Кики де Монпарнас — французской моделью.
Второй раз Рэй женился на Джулиет Браунер, у них роилась дочь Анна. Джулиет организовала именной фонд, куда после смерти фотографа попали все архивные документы, фильмы, снимки, работы художника. Дочь Рэя написала серию книг о своем отце и его соратниках, а также организовывала выставки его работ, поэтому публика по сей день не утратила интерес к фантастическому творчеству Ман Рэя.
Сюрреализм и дадаизм
Школу сюрреализма в Париже возглавлял Андре Бретон, он стремился запечатлеть сверхъестественное в повседневности, и для этого отлично походил Ман Рэй. Его «Анатомия» демонстрировала как при помощи контура и углового света шея женщины трансформировалась в фаллическую форму.
Дадаисты жаждали экспериментов со спонтанностью или случайностью. Вместе с Марселем Дюшаном Рэй стал ведущей фигурой в этом движении. Он своими работами вдохновил многих художников — Франтишека Дриткола, Франческа Вудмена, Масао Ямамото, Мирослава Тихого и прочих.
Стиль работы
Ман Рэй очень много экспериментировал, его целью было создание образа, который бы сохранял некую двойственность. Свет стал одной главных составляющих его творений. Это привело к тому, что были открыты методы соляризации и рейографии. Они помогали придать работам Рэя мистический оттенок. Рейогарфии позволила создавать фотографии без камеры — объекты размещались на плоскости пленки, которая засвечиалась яркой вспышкой. Кадры получались удивительные — резко очерченные белые формы на черном фоне.
В своих творениях Рэй всегда пытался совместить различные материала, формы и жанры. Живопись пропитывала фотографию и наоборот. Мастер говорил, что его целью является не подражание одному художественному стилю посредством другого, а стирание границ между ними.
Культовые работы
Самые знаменитые картины Ман Рэя:
- Веревочная танцовщица сопровождает себя своими тенями — 1916 год;
- Загадка Изидора Дюкасса — 1920;
- Подарок — 1921;
- Поцелуй — 1922;
- Объект для уничтожения — 1923;
- Скрипка Энгра — 1924;
- Черное и белое — 1926;
- Стеклянные слезы — 1932;
- Обсерватория времени и Любовники — 1936.
Фильмы:
- Возвращение к разуму — 1923 год;
- О чем мечтаю юные фильмы — 1924;
- Антракт — 1924;
- Морская звезда — 1928;
- Мистерии Замка Костей — 1929;
- Сны, которые можно купить за деньги — 1947 год.
Смерть
Ман Рэй умер в 1976 году в Париже. Фотографу было 86 лет, смерть наступила в результате легочной инфекции.
Ман Рэй запомнился свой уникальностью и художественным юмором. О себе он говорил так:
«Я не фотографирую природу, я воспроизвожу свои фантазии».