Знаменитый путешественник, первооткрыватель, писатель и ученый, Альбанов Валериан Иванович прожил яркую, но короткую жизнь и успел стать прототипом персонажа книги Вениамина Каверина «Два капитана». Его жизненный путь до сих пор овеян тайнами, а знаменитая экспедиция с участием Альбанова породила много загадок и разнообразных теорий.
Содержание
- Детство и юные годы Альбанова
- Штурман Альбанов
- Переход к Земле Франца-Иосифа
- Научные открытия экспедиции
- Судьба Святой Анны
- Дальнейшая судьба и смерть Альбанова
Детство и юные годы Альбанова
Будущий полярник родился в Уфе в 1882 году. Из-за профессии отца — ветеринара в казачьем полку, мальчик с семьей постоянно переезжал, из-за чего он долго не задерживался в многочисленных гимназиях. Альбанов рано теряет отца и вынужден самостоятельно пробивать себе дорогу в жизнь.
В 17 лет юноша поступает в училище дальнего плавания в Петербурге. В период войны России с Японией Альбанов проходит воинскую службу в составе Балтийского флота.
Окончив мореходные классы, Валериан вначале курсирует на различных судах по Балтийскому морю, а после поступает на пароход «Обь» в Красноярске как помощник капитана. Вместе с командой судна он занимается сплавом шпал из Европы по реке Енисей.
Штурман Альбанов
В 1908 году Альбанов накапливает опыт для получения возможности дальнего плавания. Теперь штурман Альбанов бороздит северные моря, что вскоре поможет ему выжить в трудных холодных условиях.
В 1912 году происходит знакомство Альбанова с Георгием Львовичем Брусиловым — русским исследователем Арктики. Он предлагает Валериану стать штурманом на его судне «Святая Анна», которое вот-вот отправится в масштабную экспедицию по Северному морскому пути. Этот коридор соединяет Восточно-Европейскую часть России с Дальним Востоком, проходя по морям Северного Ледовитого океана. Дополнительной целью путешествия был охотничий промысел.
Судно увязло во льдах в Карском море, в результате чего шхуна начала дрейфовать, отойдя от курса и спустя два года приблизившись к Земле Франца-Иосифа. Эти события найдут отражение в книге «На юг, к Земле Франца-Иосифа», которую позже напишет сам Альбанов.
Переход к Земле Франца-Иосифа
Тяжелая ситуация на судне усугублялась угрозой голодной смерти и многочисленными болезнями экипажа. Вместе с тем на шхуне назрел серьезный конфликт между Альбановым и Брусиловым. По основной версии, причинами стали разногласия в дальнейших действиях команды. Есть мнение, что на судне была женщина, Ерминия Жданко, из-за которой произошла ссора. Как бы там ни было, весной 1914 года Валериан Альбанов покидает «Святую Анну» и уходит в сторону архипелага вместе с 11 членами экипажа.
Переход обернулся трагедией для группы: буквально силой приходилось Альбанову заставлять остальных продвигаться по дрейфующим льдам без остановок. В пути погибло 9 человек; выжили лишь Альбанов и матрос Конрад. Они чудом набрели на следы экспедиции Седова, где обнаружили ящик с припасами и пищей, что позволило Альбанову и его спутнику выжить. Экспедиция Седова обнаружила двоих спустя несколько дней и доставила путников на сушу.
Научные открытия экспедиции
Альбанову удалось сохранить записи экспедиции Брусилова. Благодаря ему был открыт желоб Святой Анны, пролегающий под водой, были развенчаны мифы о существовании Земель Петермана и Оскара; получены данные о границах материков и течениях. Кроме этого, впоследствии будет совершено открытие острова Визе, предсказанное Альбановым.
Судьба Святой Анны
К сожалению, участь оставшегося на судне экипажа и Брусилова осталась загадкой: шхуна исчезла вместе с ее обитателями, а попытки поиска ни к чему не привели. Сам Валериан тяжело переживал печальные известия: в 1917 году он пережил нервный срыв, из-за чего оставил военную службу. В 1919 году он обращался к Колчаку, сторонником идей которого являлся, с прошением организовать мероприятия по розыску Святой Анны, однако безуспешно. Существуют версии, что Брусилов и экипаж могли спастись, однако они не подтверждены.
Дальнейшая судьба и смерть Альбанова
На протяжении периодов до и после увольнения с военной службы Альбанов продолжал свою деятельность, связанную с выходами в море. Он работал капитаном ледокола, помощником капитана, гидрографом в экспедиции по Северному Ледовитому океану.
В роковой 1919 год Альбанов возвращался после визита к Колчаку. Именно тогда резко оборвалась жизнь путешественника и штурмана. По одной из версий, он умер в результате болезни, по другой, гибель наступила из-за подрыва поезда на железнодорожной станции.
Жизнь Альбанова еще долго будет будоражить умы современников и потомков, вызывая много вопросов. Подвиг Альбанова будет подвергаться как сомнениям и критике, так и восхищению, найдя отражение в художественной литературе.