Испанское золото и серебро, за которым в 17-18-м веках гонялись сотни пиратских кораблей, продолжает будоражить фантазию золотоискателей и сегодня. Конечно, испанцы уже не возят в Европу драгоценности, принадлежавшие уничтоженным империям инков и ацтеков. Однако на морском дне остаются лежать затонувшие галеоны, в трюмах которых в метрополию переправляли не только оружие, медь и табак, но и золотые слитки с серебряными монетами.
Один из таких кораблей обнаружили во второй половине 20-го века. Речь идет о галеоне «Нуэстра Сеньора де Аточа», среди обломков которого нашим современникам удалось найти ценностей почти на полмиллиарда долларов. По оценкам экспертов поднятой оказалась лишь половина сокровищ этого корабля.
Содержание
Галеон королевского флота Испании
Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» был спущен на воду в 1620 году. Он получил свое название в честь одной из часовен расположенного в Мадриде католического собора. Это был многопалубный парусный корабль водоизмещением 550 тонн, который мог развивать скорость до 8 узлов. Из-за риска подвергнуться нападению пиратов суда такого класса оснащались достаточно мощным артиллерийским вооружением – на «Аточе» стояло 20 орудий.
Галеон «Аточа» вместе с 27 другими кораблями королевского флота Испании ежегодно перевозил драгоценные металлы и прочие ценности из колоний в метрополию. Груженый конвой вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года. На борту «Аточи» было 260 человек – 133 члена экипажа (матросы и офицеры), 82 солдата, 48 гражданских лиц и рабы. Галеон вез серебряные слитки общим весом 24 тонны, 1,8 миллиона отчеканенных серебряных песо (еще на 40 тонн), 125 слитков золота, а также серебряный лом, медь, индиго и табак. Это был только задекларированный груз. Практика показывает, что помимо него возилась и контрабанда, а также масса личных драгоценностей.
Вечером 5 сентября погода ухудшилась, и корабли сильным ветром отнесло на север – к побережью Флориды. Галеоны были перегружены, поэтому управлять ими в сложных погодных условиях оказалось практически невозможно. Ветер вынес конвой из 28 кораблей на коралловые рифы у берегов Флориды, в результате чего 8 из них затонуло.
Король в ярости
На восьми ушедших на дно кораблях погибло 550 человек, с галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» выжило 3 матроса и 2 раба. Затонувшие ценности были оценены в 2 миллиона песо. Испанский король Филипп IV был очень разгневан, так как он испытывал крайнюю нужду в средствах – страна вела Тридцатилетнюю войну. Монарх распорядился поднять сокровища с морского дна.
«Аточа» затонул на глубине всего 16 метров. Однако корабль с рабами-ныряльщиками и индийскими ловцами жемчуга смог прийти на место только в октябре, когда остатки галеона разметало, и точное место крушения найти было уже невозможно. Поиски усугубляли огромные массы подвижного донного песка.
В 1625 году испанцы попытались еще раз поднять сокровища со своих кораблей. На этот раз у них был воздушный колокол, что позволило за 4 года отыскать почти четыреста слитков серебра и 67 000 серебряных монет. Все эти ценности перевозились на галеоне «Санта-Маргарита». Следов «Аточи» найдено не было. Поисковые работы проходили до 1641 года, но безуспешно. После их прекращения повторные попытки не предпринимались, так как место крушения не разглашалось – оно было отмечено только в испанских королевских архивах.
Мэл Фишер
Судьбой «Аточи» спустя 350 лет заинтересовался американский дайвер Мэл Фишер. Он с 1960-х годов занимался поиском сокровищ с затонувших кораблей у берегов Флориды и добился в этом крупных успехов. Для поисков драгоценностей с «Аточи» Фишер создал фирму, привлек инвесторов и историка Юджина Лайонза, который проделал огромную работу в испанских архивах и смог выяснить примерный район кораблекрушения. Поисковая операция началась в 1970 году.
К лету 1971 года было обследовано 120 000 квадратных миль без какого-либо результата. Кладоискателям попадались только бочки, остатки консервных банок и металлических снастей. Главной сложностью был толстый слой донных осадков, и Фишер придумал оригинальный водомет в виде изогнутого цилиндра, который закреплялся под гребными винтами катера и направлял водяную струю вертикально вниз. За 10 минут такое устройство вымывало в песке яму глубиной 3 метра и шириной 9 метров.
Удача улыбнулась Фишеру лишь на шестой сезон поисков «Нуэстра Сеньора де Аточа». В 1975 году аквалангисты смогли поднять три золотых слитка, около десятка пушек и множество монет. Однако в том же году погиб сын Мэла Фишера вместе со своей женой – Дирк и Анхель находились на одном из поисковых буксиров, который потерпел крушение.
Основные сокровища «Аточи» были найдены в 1985 году с помощью магнитометра, стоявшего на поисковом катере. Прибор зафиксировал под водой большую массу металла. Аквалангисты спустились на дно и обнаружили, что обломок скалы на самом деле является массой спекшихся слитков серебра. Именно здесь в 40 милях от островов Ки-Уэст и оказалась главная часть груза «Аточи». В результате поисков было поднято:
- больше 1 000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг;
- 150 000 серебряных монет;
- 3 200 колумбийских изумрудов.
Общая стоимость этих сокровищ составила около 450 миллионов $. 25% Фишер по закону отдал властям штата Флорида, остальное досталось ему.
Современные кладоискатели
В 2011 году в том же районе был найден еще один важный артефакт – 10-каратное золотое кольцо, инкрустированное изумрудом. Его оценили в 500 000 $. При обнаружении кольца присутствовал Шон Фишер, который продолжает дело своего легендарного деда. По мнению Шона, кольцо принадлежало кому-то из аристократов, возвращавшихся в Испанию на затонувшем галеоне.
Успех Мэла Фишера подтолкнул множество энтузиастов к поискам кладов. В итоге в 21-м веке находок с затонувших кораблей оказалось немало. В 2007 году у португальских берегов нашли галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», который затонул в 1804 году. В его обломках оказалось 15 тонн сокровищ.
В конце 2015 года в Колумбии нашли корабль «Сан-Хосе» – этот галеон с 64 пушками погиб в 1708 году. Он перевозил до 11 миллионов золотых дублонов. В июне 2018 года сокровища «Сан-Хосе» были оценены почти в 20 миллиардов $, но тут появилась проблема иного рода – за обладание кладом спорят сразу четыре стороны:
- колумбийское правительство;
- организаторы поисковой экспедиции;
- американская компания, заявившая о том, что именно она нашла галеон еще в 1981 году;
- Испания, под чьим флагом шел затонувший корабль.