Джона Харгривза (John Hargreaves), основателя британского ритейлера Matalan, нередко называют зачинщиком «лоу-кост революции». Именно в его магазинах англичане впервые получили возможность закупаться футболками за £5 и свитерами за £10. По словам аналитиков, цены в «Маталане» были на 40% ниже, у конкурентов. Но если в 90-х это было основным драйвером роста, то теперь таким подходом никого не удивить. Как началась история ритейлера и что было предпринято для того, чтобы пережить кризисные годы — расскажем далее.
Выходец рабочего класса
Молодого Джона Харгривза, сына рабочего из доков, даже нельзя назвать типичным троечником — родившись в 1944 году, аккурат к последним годам Второй мировой, он бросил школу в 14 лет, мечтая стать моряком торгового флота и привозить экзотические сувениры из-за границы. Но вместо этого Харгривз пошёл на рынок, где стал перепродавать бракованную одежду из Marks & Spencer — с небольшими дефектами и большими скидками.
В 60-х он выстроил целую сеть подобных киосков, которые предшествовали современным дискаунтерам и аутлетам. В 1976 Харгривз открыл первый полноценный магазин — Jaymax. В началу 80-х у него было более 30 аутлетов с выручкой более £10 миллионов в год. На новый уровень империю Харгривза смогла вывести поездка в США, где он познакомился с магазинами Wal-Mart. Запущенная им в 1985 году в Ливерпуле сеть магазинов Matalan использовала ту же философию — много и дешево.
Взлёт, падение, новая жизнь
К 90-м магазины Matalan, количество которых подходило к сотне, стали известны по всей стране, забирая долю рынка у Mark & Spencer и других ритейлеров из этой ценовой категории. Но тогда же стали появляться конкуренты, готовые перенять корону лучшего лоу-кост ритейлера у Matalan. К примеру, американский TJ Maxx запустил в 1994 году свои европейские магазины под названием TK Maxx. В то же время понижал цену сам M&S, предлагая более качественный сервис и приятную атмосферу для покупок.
Взлёт Matalan продолжался до 2001 года — на границе тысячелетий акции ритейлера взлетели на 138% за год. Дальше прибыль и оценка всего ритейлера пошли на спад. К примеру, в феврале 2006 года Matalan отчитался о прибыли в £56,7 миллионов, что на 30% меньше, чем годом ранее. Попутно Харгривз искал кандидата на покупку — но никто не предлагал устраивающую его цену. Тогда, в конце 2006 года, он сам выкупил все публичные доли с суммарной оценкой бизнеса в £817 миллионов. В 2009-10 годах он снова хотел продать Matalan за £1,5 миллиарда — но опять никого не нашёл. Что, впрочем, не помешало продолжить ритейлеру расти.
Сегодня «Маталан» управляется сыном Джона, Джейсоном Харгривзом. Более 200 магазинов и более миллиарда фунтов ежегодной выручки — кризисные времена для ритейлера давно миновали. Он смог успешно приспособиться к новой, более конкурентной среде, предлагая огромный выбор одежды, обуви, аксессуаров и домашней утвари — в том числе и онлайн.
Однако в погоне за прибылью Matalan оказался причастен к скандалу 2013 года, когда в Бангладеше обрушилось здание фабрики и погибло более 1000 рабочих. Английский ритейлер был в числе тех, кто заказывал производство на той фабрике. Впрочем, работа над ошибками позволила дистанцироваться от подпорченной репутации и продолжить работу.
В 2019 году ежегодная прибыль превысила ожидания и составила $30,1 миллионов. Конечно, это меньше, чем пиковые значения начала 2000-х, но, тем не менее, отличный результат — с учётом постоянно растущей конкуренции в сфере ритейла. Главным каналом роста для Matalan остаётся онлайн-магазин, объемы продаж в котором выросли на 30% за год. Это главное преимущество над конкурентами вроде Primark. Кроме того, ритейлер вкладывается в другие IT-технологии, повышая эффективность логистики и расширяя выбор для покупателей.