Янки из Коннектикута при дворе короля Артура Марк Твен - Каменный лес Stone Forest

Укоренилось мнение, что литературные произведения Марка Твена – это сплошь забавное повествование, смешки, сарказм, веселые приключения и т.д. Неудивительно, ведь американский писатель ассоциируется по большей части с бессмертными персонажами Тома Сойера и Гекльберри Финна. В действительности его труды являются куда более серьезными работами, чем кажутся на первый взгляд. А используемые юмор и сатира помещаются туда не для красного словца и не для обсуждения злободневных тем. Есть куда более серьезная мотивация, и заключается она в познании человеческого социума со всеми его позитивными и отрицательными сторонами.

Ведь неспроста Эрнест Хемингуэй утверждал, что от романа “Приключения Гекльберри Финна” пошла вся американская проза. Даже задорное произведение о похождениях беспризорного мальчишки оказывается не просто дневником беззаботных приключений, а настоящим альманахом житейского уклада среднестатистического американца, живущего по реке Миссисипи.

Ровно таким же откровением о средневековье становится роман “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура”. Полное в самом начале сарказма и сатиры произведение в конечном итоге обращается в настоящую драму. Недавно встречавшиеся смешки планомерно сменяются суровой и жестокой действительностью нравов тех лет. Весь романтизм рыцарства оказывается на плахе, где в роли палача выступает не только главный герой книги, но и сам автор. Но самое удивительное, что Твен в самом конце приговаривает и свой родной конец XIX века.

Содержание

Информация о романе

Вышедший в 1889 году роман “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” стал плодом нескольких лет работы Марка Твена. Культовый американский прозаик приступил к своему значимому произведению в 1885 году, будучи жителем штата Нью-Йорк. Там он написал основную часть книги, а уже ближе к завершению работы переехал в Хартфорд, конечно же, это штат Коннектикут.

В декабре 1889 года роман выпустило издательство Chatto & Windus, после чего писатель и критик Уильям Дин Хауэллс моментально назвал “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” лучшим произведением Твена и «наглядным уроком демократии». Многозначительность и глубину произведения, однако, поняли и приняли не все. Большинство читателей забавлялось злоключениями главного героя, попавшего в Средневековье, и несколько озадачилось весьма драматичной концовкой.

Между прочим, принято считать, что Герберт Уэллс был первым писателем, написавшим литературное произведение о путешествиях во времени. Но существование “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” ставит этот статус под большой вопрос. Да, в книге Твена не было фактического путешествия с научной точки зрения, и происходившее с героем былом плодом его фантазии. Но все-таки столь детальное описание тонкостей быта и человеческих нравов прошлых лет позволяют роману считаться литературным произведением о путешествии во времени. По этой причине “Янки” определенно обходят “Машину времени Уэллса, но преданный поклонник английского автора подскажет, что в 1888 году у него вышел рассказ “Аргонавты времени”, посвященный все тем же прогулками по ‘tempus’. Что ж, тогда не стоит забывать, что Твен начал свою работу в 1885 году и это был полноценный роман, поэтому лавры первопроходца в этом жанре все-таки стоит отдать американскому литератору.

Но настоящий скандал относительно оценок романа Марка Твена возник, само собой, в Великобритании. Чопорные британцы, а если точнее, англичане, были возмущены столь неуважительным и претенциозным описанием Средневековой Англии. А приписанная Королю Артуру легкомысленность и в определенной степени недалекость оскорбляла всю культуру горделивых сынов Ее Величества.

Сюжет

Незадачливый инженер Хэнк Морган после очередных посиделок в питейном заведении оказывается поверженным кочергой. Кто и почему это сделал неважно, так как главный герой неожиданно для себя оказывается в Средних веках, прямо в эпоху легендарного Короля Артура.

Еще ничего не понимая Хэнк оказывается плененным сэром Кеем, представляющим рыцарей круглого стола. Дерзкое поведение пришельца из будущего определило его судьбу, и статус плененного был лихо заменен на статус приговоренного к смерти. Тут-то и начали сказываться знания и способности, приобретенные в будущем. Заранее зная о солнечном затмении, Хэнк устраивает настоящее шоу, которое освобождает его из темницы. А последующее уничтожение башни Мерлина при помощи молнии и пороха возвела янки в ранг доверенного лица Короля Артура.

Получив в свое распоряжение почти неограниченную власть, Хэнк принимается обустраивать не только свою судьбу, но и уклад всей Британии. Технологии, навыки и умения, которыми обладает каждый простак в XIX веке, являются настоящим чудом для жителя раннего Средневековья.

Дух модернизма, хлынувший на улицы городов и поселений Англии, подарил нации школы и университеты, телефон и промышленные фабрики. А Хэнка Моргана за его заслуги и величие стали величать не иначе как Хозяин. Выше него был авторитет только у Иисуса Христа и Короля Артура, да и то церковь крайне ревностно относилась к популярности непрошенного гостя, устанавливающего свои порядки и отнимающего слово и авторитет у священнослужителей. Ведь грамоте были обучены именно они. Даже знатные рыцари не могли связать и двух слов на бумаге, поэтому такой подрыв авторитета мог сказаться на всем роде деятельности церкви.

Хозяин творит чудеса за чудесами: восстанавливает истощенный святой источник, приведя в порядок подземную кладку; спасает 44 принцессы, оказавшихся простыми свиньями; а также сражает каждого бросившего ему вызов рыцаря при помощи лассо и пистолета. Хэнк Морган в полной мере обрел могущество, но, как и Королю Артуру, этот статус для него мало что значит, душу терзает желание отправиться в приключения. И два главных человека Англии переодеваются в бедняков, чтобы узнать жизнь простолюдина как она ей, со всей подноготной. Что чуть не стоило жизни обоим. От казни их спасли приехавшие на велосипедах рыцари Круглого стола – очень смешной и одновременно драматичный момент романа: нескольких плененных уже казнено и вот-вот должен быть повешен Король Артур, и в противовес этой трагедии скрипя педалями комично въезжает на авансцену бравый отряд воинов под предводительством сэра Ланселота.

Вкусив все “прелести” жизни бедняков, Хэнк приходит к выводу, что пора превратить Англию в республику и подарить свободу простым людям, которые не живут, а выживают и сильно страдают от прихотей богачей. Начинается серьезный длительный процесс по преобразованию английской государственности. Механизм демократизации по мнению янки из Коннектикута налажен и запущен, теперь можно смотреть на все со стороны.

Обзаведясь семьей, главный герой всецело погружается в проблему спасения собственной дочери, которая сильно заболела (здесь во многом прослеживается параллель с сыном автора, который умер в раннем возрасте от дифтерии). Поэтому Хозяин с близкими покидает Британские острова, а по возвращении обнаруживает абсолютный хаос там, где, казалось бы, все должно работать как часы. Технологические решения и достижения отправлены в топку, Лондон снова превратился в серый и удручающий город, Король убит, а внутри королевства началась междоусобица. Апогеем цивилизационного развала становится битва нескольких десятков учеников Хозяина с тысячами восставших против революционных законов рыцарей. Жестокая и кровавая бойня заканчивается полной победой более развитых с точки зрения знаний и технологий падаванов Хозяина.

Но уже после битвы Хэнка бьет ножом раненый рыцарь, которому Хозяин хотел просто по-человечески помочь. После чего янки из Коннектикута приходит в себя и возвращается в свое время.

Идея

Марк Твен считает катастрофичным романтический образ Средневековья, какой строит среднестатистический обыватель из романа Вальтера Скотта “Айвенго” или сказаний о Короле Артуре. Как будто не было кровожадных и грабительских крестовых походов, братоубийственных сражений и скотского отношения к низшим сословиям общества.

Это негодование американского писателя легло в основу его романа о похождениях Хэнка Моргана, инженера из Коннектикута, получившего по башке ломом и очнувшегося в эпоху Короля Артура. Мотив романтики испепеляется Твеном моментально, так как главный герой быстро оказывается на грани жизни и смерти. Ведь помимо своей неприспособленности к реалиям тех дней, он также оказывается во власти скудоумных, но горделивых рыцарей.

Пройдя за короткий промежуток времени путь от приговоренного к смерти заключенного до второго по статусу человека в Британии, Хэнк не уставал поражаться заблуждениям тех лет, главная из которых – ничтожность человеческой жизни. И если даже убрать в сторону вопиющие примеры крайней жестокости знати по отношению к простолюдинам, стоит выделить и безрассудство рыцарей, которые на раз-два отдавали свои жизни за грош в никому не нужных соревнованиях.

Имея явный козырь в знаниях и умениях, Хэнк, получивший многозначительный титул Хозяина, пожелал выстроить идеальный гражданский уклад Британии. Все что он предлагал, казалось ему прорывом и шансом на лучший мир. Но он даже не задумывался, что столь опережающие время идеи могут быть отторгнуты представителями всех слоев обществ. Человек Средневековья не был к ним готов, ведь перед ним предстала не просто революция сознания, а уничтожающий прежние скрепы ураган, предлагающий снести все устои своего времени, заменив новыми тенденциями. До поры до времени новообретенные современники Хозяина терпели странности и причуды этого незаурядного колдуна и мудреца, но в конце концов терпение лопнуло.

Ведя население к демократии, Хэнк натолкнулся не только на противодействие со стороны знатных вельмож, которые, конечно же, выступили против перспективы потери власти. Настоящим обескураживающим откровением для него стало нежелание и бедняков менять действительность. Новый индустриальный мир, выстроенный главным героем, оказался невостребованным. Развитие общества должно проходить плавно и равномерно, а всякая встряска непременно вызовет неприятие у консервативной части общества, всегда представляющей подавляющее большинство.

Побывав в шкуре правителя Британии, Хэнк на личном горьком убедился, что значит быть Королем. Нельзя терять бразды правления ни на минуту, ни в коем случае не погружаться в прелесть маленьких жизненных радостей, в том числе и семьи, так как потеряешь чутье, хватку и будешь немедленно предан и подставлен ближайшим окружением. Вот удел ярких исторических личностей – посвящать всего себя служению отечеству, нации. Тяжкое бремя, которое дано нести не каждому, да еще нужно найти достойного и готового к такому самопожертвованию.

И несмотря ни на что, Хэнк даже перед смертью хочет вернуться в Камелот, так как этот грубый и неотесенный мир оказался куда более искренним и правдивым, чем лживый и алчный XIX век на границе с XX.

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.