Стикер-арт - Stone Forest

Уличное искусство невероятно многолико. Одна из его главных особенностей как раз и заключается в способности находить необычные средства выражения. К достаточно молодым направлениям стрит-арта относится стикер-арт, или стикер-бомбинг. Занимающиеся им художники рисуют наклейки, которые затем расклеиваются на дорожные знаки, вагоны метро и фасады домов.

В уличной среде небольших столичных городов стикеры встречаются нечасто. Однако в двух российских столицах с ними знакомы достаточно хорошо. В Санкт-Петербурге в Музее стрит-арта регулярно проходит Фестиваль авторских наклеек. Мероприятия не ограничиваются простой демонстрацией стикеров. Темой вполне серьезно интересуются социологи, которые проводят свои исследования и читают посвященные стикерам лекции.

Содержание

Стикер-бомбинг - Stone Forest

Первопроходец Шепард Фейри

Первыми наклейки в качестве эффективного средства донесения информации догадались использовать политические активисты. Обычно это были представители крайних левых взглядов, которые из-за отсутствия серьезного финансирования вынуждены обходиться наиболее дешевыми средствами пропаганды. Первые стикеры подобного рода стали появляться в начале 2000-х годов.

Человеком, который впервые превратил стикер-бомбинг в вид искусства, стал американский художник и дизайнер Шепард Фейри. Наибольшую известность получили две его работы, выполненные в стиле поп-арт и обыгрывающие знакомые людям медийные образы. Первая – портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа с подписью «OBEY» («Повинуйся»), отсылающей к фильму Джона Карпентера «Чужие среди нас» (1998). Слово «OBEY» в дальнейшем стало творческим псевдонимом художника.

Самая известная работа Фейри называется «Hope» («Надежда»). Художник выполнил ее в 2008 году и посвятил Бараку Обаме, который тогда шел на свой первый президентский срок. Этот плакат принес Шепарду славу и действительно повлиял на настроения избирателей. В дальнейшем мотивы «Надежды» неоднократно использовались для создания многочисленной политической наглядной агитации.

В конце 2000-х годов к стикер-бомбингу подключились футбольные фанаты, борющиеся за известность своих клубов с помощью наклеек на городских улицах. Впрочем, художественные стикеры представляют куда больший интерес, чем однотипные наклейки болельщиков, расклеиваемые «по площадям».

Фанатские наклейки - Stone Forest

Стикер как предмет искусства

В прогрессивных странах уличное искусство давно перестали воспринимать как нечто противозаконное. Достаточно вспомнить знаменитого Banksy, некоторые лондонские работы которого были законсервированы с целью сохранения для современников и потомков.

Стикеры – это небольшие и недолговечные картинки. Их быстро срывают и по нескольку раз наклеивают на одно и то же место. Наклейки портятся от плохой погоды и сотнями уходят в небытие под карающей рукой работников коммунальных служб. Но в этом можно увидеть и их преимущества. Встретив на улице свежий стикер, наблюдатель может быть уверен, что совсем недавно здесь проходил художник. Стикер-арт показывает, что уличное искусство живо прямо сейчас. Граффити могут сохраняться годами, а наклейки всегда будут говорить с аудиторией только о наиболее актуальных вещах.

Быть художником

Большинство стикер-артистов обладает опытом в граффити и других видах стрит-арта. Для одних наклейки – хобби, для других – фан, то есть мощный источник, из которого можно регулярно черпать удовольствие. Особенно «светиться» такие художники не любят, хотя многие и оставляют на стикерах свои псевдонимы. В то же время внутри тусовки идет достаточно живое общение, которое выливается в совместное расклеивание стикеров и безденежный обмен ими.

Сообщество граффитистов в сравнении с представителями стикер-арта остается более закрытым. Причина этого заключается, видимо, в большем потенциальном ущербе, который рисунки краской могут нанести чьей-то собственности.

Начать делать стикеры может любой человек. В других разновидностях стрит-арта такой легкости «вхождения» нет, здесь же просто нужно начать рисовать. Чтобы стать граффитистом, надо учиться и тренироваться, иметь определенные художественные задатки, быть подготовленным физически и готовым потратиться на расходные материалы.

В расклеивании стикеров нет особой опасности, при желании любые наклейки можно удалить без следа за несколько минут. Впрочем, все же не стоит клеить их на витрину на глазах у владельца магазина. Между собой художники тоже не конфликтуют, серого и однообразного городского пространства достаточно для всех.

Зачем делаются стикеры

В первую очередь, путем стикер-бомбинга художники пытаются заявить о себе. Это один из вариантов развития надписи «Здесь был я», позволяющей немного рассказать о собственной персоне. Конечно же, с помощью наклеек люди занимаются самовыражением. Создание несерьезных изображений на любые темы дает огромный простор для творчества.

Регулярная работа над стикерами позволяет развивать художественные навыки, а значит, она заставляет людей расти в профессиональном плане.

Некоторым стикер-артистам удается добиться признания и монетизировать свое творчество. Для этого им сначала нужно стать заметными и узнаваемыми, после чего можно попытаться сделать созданные образы товаром. Одни художники печатают свои картинки на майках, кружках и сумках, другие позволяют использовать их в рекламе, третьи собирают из них портфолио и конвертируют его в заказы.

У представителей стикер-арта есть определенные этические правила, соблюдение которых обеспечивает им благосклонное отношение общества. Наклейки обычно наносятся на серые и безжизненные места, то есть они не причиняют вреда и оживляют городскую среду. В то же время клеить стикеры на стены музеев, к примеру, недопустимо.

Для обычных людей наклейки становятся интересными объектами, отвлекающими взгляд от привычной городской атмосферы. Для стикер-артистов – это один из способов распространения личного пространства. Они превращают город в свою галерею, причем чаще всего делают это с заботой и любовью к нему.