Мамасэ мамаса мамакуса. Я приветствую тебя словами мира, словами хип-хопа.
Смотрел на днях короткое интервью KRS-One (один из самых уважаемых эмси этой культуры; человек, посвятивший себя архивированию и разложению «по полочкам» атрибутов культуры), где он сказал интересную мысль:
«Хип-хоп – это цивилизация, потому как элементы его культуры существовали с незапамятных времён.»
Согласен, для обывателя слышать подобное как минимум удивительно, а скорее всего даже ты сейчас думаешь: «Что за бред?» Признаюсь, я тоже в первый раз немного удивился этой мысли, но в ней есть два момента, через которые, как мне кажется, можно здорово обрисовать картину того, чем замышлялся хип-хоп, чем он стал и, возможно, чем он будет.
Содержание
Afrika Bambaataa
Опять же возвращаясь к профессору KRS-One, «хип» значит знать/быть осведомлённым, «хоп» это двигаться. В сумме мы имеем «осознанное движение». Первым человеком, что назвал зародившееся в середине 70-ых в южном Бронксе движение термином «хип-хоп» был некий Лэнс Тейлор или Afrika Bambaataa. По крайней мере, такого популярное мнение внутри культуры, мол Afrika посмотрел на улицы своего родного бронкса, увидел, что чёрная молодёжь находится на пути самоуничтожения, уехал в Африку в поисках просветления, вернулся в Бронкс и призвал молодёжь под знамёна только-только зародившегося движения, назвав его хип-хоп. Попутно брат Лэнс создал первую социально-политическую организацию хип-хопа Zulu Nation, которая занималась пропагандой новой культуры, и помогала молодым ребятам найти своё самопроявление в искусстве вместо уличного бандитизма. Нет, Лэнс не был создателем этого движения, но он стал первым, кто придал этой культуре социальную миссию – момент, который, по-моему, составляет важнейшее отличие и силу хип-хопа в сравнении с другими жанрами. Но кто же создатели.
DJ Kool Herc
Клайв Кэмблэл – молодой ямаец, который вместе с семьей эмигрировал в Бронкс. Молодой ямаец, потому что, как считают некоторые хип-хоп хэды (hip hop heads) или другими словами архивариусы культуры, хип-хоп – это манифестация культуры уличных саунд-систем (soundsystem culture), но не об этом. Клайв принёс увиденный на Ямайке музыкальный опыт в США, и 11 Августа 1973 года на вечеринке по адресу 1520 Sedgwick Avenue презентовал первую хип-хоп музыку. Здесь я остановлюсь, потому что цель данного текста обрисовать общую картину хип-хопа, а если продолжить ещё чуть говорить про Кэмбэла, можно погрязнуть в очень важных, но долгих вещах. Однако Kool Herc – это DJ.
Поговаривают, что Afrika Bambaataa вдохновился новым движением, созданным Kool Herc’om, и был первым человеком, кто публично призвал под знамёна хип-хопа следующее: искусство dj, искусство mc, искусство breakdance, искусство graffiti. Первую часть трудно оценить, а вторая в последствие стала именоваться элементами хип-хопа.
Элементы хип-хопа
DJ, MC, Breakdance, Graffiti. Четыре столпа хип-хоп культуры. Если ты дочитал до этого момента, буду считать, что я провёл эти 15 минут у клавиатуры не зря. Кстати, именно в этой последовательности. Смотри.
DJ. Kool Herc придумал способ продлевать любимые фанк и соул джойнты (пластины): на пульте две одинаковые пластины, как только проходила «самая горячая часть» на первой пластине, он возвращал её «скрэтчем» – незамысловатое движение туда-сюда пальцами по пластине – на второй.
MC. некоторые заявляют, мол искусство читать поверх играющей музыки безусловно,тянется из той самой культуры уличных систем Ямайки.
Хорошо, культура саунд систем. Своего рода «бродячий цирк»: DJ, человек с пластинами, mc и водитель повозки. Две системы спонтанно зачинали музыкальную битву друг против друга за лайки подтягивающейся толпы. Битва, где один член команды «читал» о том, почему его система лучше второй. Возвращаемся к MC. Другие говорят, мол искусство это тянется из практики народов западной африки – гриотов, кочевого народа, который славился тем, что рассказывал в литературной форме своего рода «мировые сводки» от одной станицы к другой. Одно можно сказать точно – первые эмси чистого хип-хопа появились на тусовках Kool Herc в Бронксе, когда взбадривали толпу «на потанцевать».
Breakdance. тусовка, самый модный саунд, эмси призывают отрываться – особо впечатлительные выходили вперёд и принимались выдавать замысловатые движения. Kool Herc назвал их b-boy или breakdancing или “break” – приём положивший начало музыке хип-хопа. Вроде все точки соединились.
Graffiti. конечно же, граффити начали делать не на тусовках Kool Herc и не ребята из Zulu, и вообще граффити появилось не в южном Бронксе, но к этому мы вернёмся.
Это цивилизация
Вернёмся к интервью KRS-One и заявлению о том, что хип-хоп это цивилизация и элементы его культуры существовали с незапамятных времён.
Одно из первых упоминаний гриотов датируется серединой XIV века – Империя Мали. Но KRS-One отсылает нас ещё раньше к первородному слову, что было средством передачи насущной информации, сплетен, самого актуального – это и есть искусство эмси. Эмси – не рэпер, что составляет главное отличие рэпа, как музыки, от всех других жанров, т.к. эмси – это глагол. Его первейшая задача на бите – распространять знание, осведомить слушающего, расширить его перспективы.
Кстати, совсем забыл, «распространение знаний» многими называется финальным, пятым элементом хип-хоп культуры. Так вот, получается, что эмси из Бронкса середины 70-ых явились всего лишь манифестацией древнейшей и фундаментальной практики человечества.
До появления слова, люди сообщались при помощи жестов и своего тела. Признаюсь, когда я впервые увидел breakdance, он мне показался жутко несуразным, теперь же я понимаю, что это та же реакция, что возникает у меня, когда я слышу неизвестную мне немецкую речь, потому как breakdance – это язык. Первые b-boy, выходя на танцпол под первый хип-хоп, не просто выдавали «какие-то» движения, нет. Они общались друг с другом. Представь себе двух первобытных мужчин, которые борются за одну женщину – мы оба только что представили практически одни и те же движения. Удивительно, да, мы оба только что представили себе двух первобытных людей делающих брейкданс. Естественное зрелище.
Перед тем как человек научился извлекать из себя звуки, он пошёл и поведал о чём-то на стене. Нет вопроса в том, что первобытная наскальная живопись – это граффити, в исторической науке этот термин используется давно для обозначения того же самого. Дело в том, что именно хип-хоп осознанно взял это искусство и придал ему миссию. Граффити Европы и США ХХ века были тем же граффити из тысяч пещер Ласко – разрозненная информация. Хип-хоп же превратил их в язык, в настенную живопись Древнего Египта.
Финал
Кажется, всё. На самом деле, задача, которую я поставил перед собой, при написании этого текста – показать тебе, что хип-хоп это вовсе не музыка, это куда больше музыки. Когда я думаю об элементах этой культуры, её социальной и политической жилке, уникальной манифестации этой культуры в Великобритании, Франции, в Африке, России, то всё больше соглашаюсь с профессором KRS-One – хип-хоп это самая молодая цивилизация планеты.