Ужасы Дэвида Кроненберга 80-х годов - Stone Forest

При просмотре фильмов ужасов 80-х годов сегодня уже не дрожит рука и не тянется закрыть глаза в кульминационный момент. Скримеры, построенные на примитивных чудовищах и резких выпадах из-за угла, пожалуй, могут вызвать лишь раздражение. Или, возможно, умиление, как дань детским страхам. Однако киноленты Дэвида Кроненберга – совсем другое дело. Психопатия, мистика и сумасшествие никогда не перестанут пугать. Еще с первых культовых картин вроде «Мухи» или «Сканнеров» Дэвид закрепил за собой имя короля шокового хоррора. Даже более ранние работы сквозь годы не потеряли актуальности.

Кроненберг работал в каждом жанре, за исключением лишь комедии, хотя его фильмы наполнены своеобразным язвительным юмором. Он адаптировал несколько примечательных романов, которые, как считалось, «не поддаются кино». Дэвид выпускал наружу и своих собственных демонов, в том числе в фильме «Космополис» 2012 года.

Перекрестки сознания Кроненберга

Родившийся в Торонто Дэвид Кроненберг начал писать короткие рассказы еще в раннем возрасте. Он был очарован такими вещами, как поедание насекомых друг другом, и чувствовал, что эта склонность отличает его от других. По сути, исковерканная сознанием режиссера энтомология так и осталась его основной темой.

Дэвид решил пойти в науку, но затем переключился на литературу, желая воплощать свои идеи в псевдонаучно-фантастических рассказах. Он выпустил две короткометражные ленты еще в конце 60-х годов, а чтобы получить финансирование, притворился, что пишет роман, которого еще и не было в помине. «Стерео» и «Преступления будущего» заложили основу психопатического озабоченного мира режиссера.

Дэвид много работал над искусством отвращения и паранойи, которые десятилетиями пытались воплотить художники и режиссеры. Его фильмы связаны с нашими телами как теоретически, так и в буквальном смысле: они способны вызвать ужас и тошноту без преуменьшения.

Культовые фильмы

Возвращаясь к истории ужасов 80-х и немного заглянув в 90-е, рассмотрим самые успешные картины Кроненберга тех лет. На слуху больше других был и остается фильм «Муха» про невероятное перевоплощение ученого. Во время телепортации в его камеру залетает муха, после чего жизнь героя навсегда меняется. Чудовища-мутанты – одна из излюбленных тем режиссера. Их так и прозвали «кроненбергами», а мультсериал «Рик и Морти» посвятил им целую серию.

Мультфильм Рик и Морти - Stone Forest

Следующей заметной работой стала фантазийная драма «Обед нагишом». Написанная по книге Уильяма Берроуза, кинолента невероятно бредовая, но психологически притягивающая. Несмотря на запутанность, выключить ее не досмотрев не получится.

Полуавтобиографичная антиутопия Берроуза в исполнении Дэвида была высоко оценена критиками и самим писателем. Некоторые ее связывают с безудержной адской пляской Хантера Томпсона в «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Но здесь, пожалуй, все куда сложнее и еще дальше от привычной реальности.

«Обед нагишом» – уже не первый опыт работы Кроненберга по чужому сценарию. В 1983 году он снял «Мертвую зону» по одноименному роману Стивена Кинга. Это история человека, обнаружившего у себя парапсихические способности. Он разрушает течение времени, проникая в будущее и изменяя его. Для начала 80-х фантастика в главной роли с неподражаемым Кристофером Уокеном была сделана действительно невероятно. Впрочем, и сегодня ее не получится смотреть без содрогания.

За многолетнюю карьеру сценариста и режиссера было представлено поистине очень много работ. Стоящих из них не меньше. За один раз рассказать обо всем, что стоит посмотреть, просто невозможно. Поэтому в качестве «абстрактной изюминки» можно порекомендовать «Мадам Баттерфляй» о жуткой любовной драме и «Паук» с Рэйфом Файнсом о больном разуме, родившимся из детских травм. Это далеко не весь список, а лишь часть шедевров 20 века. Дэвид продолжал и все еще продолжает завораживать в новом тысячелетии, но это уже другая история.