Объективно у фильма есть как минимум 2 причины для того, чтобы его посмотреть. Первая – Киану Ривз, актер, который успел замараться несколькими низкорейтинговыми картинами, но который начал возвращать себе ранее заработанное реноме культового актера боевиков и экшн-фильмов. И вторая причина тоже немаловажна – перед нами продолжение первой части.
Содержание
Кто такой Джон Уик
Есть определенные сомнения, что поклонников Джона Уика так уж много. Банально с самого начала такая вывеска мало о чем говорила. Это касалось и первой части. Здесь не использован образ супергероя, про которого уже приходилось слышать в предыдущие годы. Это не звезда комиксов. И уж точно картина не снята на основе реальных событий. Отличие второй части от первой в плане промоушена – больший пиар. Первая часть вообще была им обделена. А в России ее прокат даже отменялся и переносился. Прибавим сюда малоизвестного режиссера Чада Стахелски, и презентация получается не совсем эффектной. Но это только на первый взгляд.
Главный герой – вымышленный персонаж оригинальной истории сценариста Дерека Кольстада, известного также по работе над картинами «Узник» и «Посылка». Причем благодаря подсказке из первой части мы знаем, что Дерек вдохновлялся романом Треваньяна (Рода Уитакера) «Шибуми» со схожим сюжетом. И в этом уникальность Джона Уика, так как многие культовые герои родом из мира комиксов. Не поверите, но даже «Терминатор» и «300 спартанцев» явились со страниц графических романов. Но путь Уика оказался уникален. Он действительно своей легендой напоминает персонажа именно из вселенной какого-нибудь второстепенного комикс-издательства. Но нет, судьба у него другая. Теперь после выхода уже двух частей фильма началась настоящая битва издательств, кто заполучит права на выпуск иллюстрированной истории о брутальном наемном убийце, который никак не может уйти на заслуженную пенсию.
Из первой части мы знаем, что Джон Уик – киллер на фрилансе, много лет проработавший на русскую мафию и вышедший на самовольную пенсию. Но степенной жизни Уика приходит конец сначала со смертью любимой жены, а потом и с убийством собаки, которая была подарком супруги и символом нормального спокойного существования. И виновники должны быть наказаны вне зависимости от личного знакомства, патронажа авторитетов криминального мира и семейных уз. Они разрушили гармоничный мирок самого опасного киллера по кличке «Баба-Яга», и расплата за это – смерть.
Вторая часть завязана вокруг все того же желания Джона уйти в отставку, но его снова вынуждают омыть руки литрами, да какой там, десятками литров крови.
Что не понравилось в фильме
Рассуждая о фильме «Джон Уик 2», стоит все-таки проговорить некоторые моменты, чтобы уж у читающих не сформировалось ощущения, что бездумный просмотр со сформировавшимся вау-эффектом и заранее предвзятым отношением помешал увидеть объективные прорехи фильма.
- Основной минус картины – сценарий. Согласитесь, последовательность и, что самое важное, завязка истории в первой части была на голову выше, чем во второй. Зритель только-только успевает прокрутить в голове смысловую нагрузку сцены с посещением Джона итальянским мафиози и последовавшим ему отказом, как дом Уика уже полыхает, и только самый тугой не поймет, что сейчас начнется жара. Нам не дали возможности поразмышлять над возможным последствием отказа. Да и сам факт, что как только Джон укатывает в бетон все свое оружие, в его доме моментально раздается звонок. Слишком быстро нас бросили в водоворот событий. И если бы все сцены были такими же динамичными, то можно было бы понять спешку режиссера. Но были и откровенно затянутые сцены, особенно в моменте появления персонажа Лоуренса Фишборна. Так что можно было немного и потянуть резину в ситуации с поступлением нового заказа на убийство.
- Слабоватый основной злодей. Недоделанный Дон Корлеоне при всей своей мелочности и никчемности заслуживал более тонкой и яркой игры. Его образ совсем возведен в статус какого-то заморыша. Хотя он по истории достаточно авторитетный человек в криминальном мире. У него есть вес, армия верных «солдат», которые не стали бы терпеть мягкотелого босса. Умирать за такого точно не захочется. И в конце концов он обуздал мужлаватую киллершу, которую сыграла открытая лесбиянка Руби Роуз. Та верой и правдой служила своему нанимателю.
- Отсутствие полиции как таковой. Заметьте, в фильме не просто перестрелки происходили. Там громились целые районы крупных городов (Нью-Йорк и Рим), но никаких следов американской или итальянской полиции нигде нет. Слишком неправдоподобно.
- Начало фильма. Сцена с разгромом автосалона русской мафии вызывает массу вопросов. Гангстеры российского помола упорно не доставали пушки. Видимо, создатели киноленты хотели таким образом подчеркнуть режим «берсеркера» у среднестатистического русского бандита. Плюс концовка сцены вообще ставит в тупик. Джон завалил целую кучу народа, но не стал убивать главаря, распив с ним по рюмке водки. Если такой финал планировался Уиком с самого начала, почему бы сразу было не прийти к обидчику и повторить описанный ритуал. Ведь тот был бы не против. А если уж и мстить, то давай, доделай все до конца, не зря же в салон вернулся на своей разбитой тачке.
Что понравилось
- Операторская работа Дана Лаустсена. Уместно ли сравнение, но некоторые сцены отдаленно напоминали «Выжившего» Эммануэля Любецки в дуэте с Алехандро Гонсалесом Иньярриту. Когда ты эпизодически ощущаешь себя в самой гуще событий. Будто это вместе с тобой герой пробирается сквозь толпу людей, попутно засаживая свинцовые пули в лбы и тела врагов. Плюс панорамные и фоновые планы, которые прекрасно дополняет основной видеоряд, отводя от бешеных и агрессивных перестрелок и заставляя немного расслабиться перед следующей порцией драйва.
- Музыкальный ряд – неотъемлемая часть удачной киноленты. В данном конкретном случае задача была держать зрителя в напряжении, передавая эмоции и накал страстей в каждой конкретной сцене перестрелок, а они длились чуть ли не 90% всего фильма. Особенно хочется выделить композиции Ciscandra Nostalghia. Их можно услышать во время сцен римской операции по утилизации королевы итальянского мафиозного мира.
- Минимум монтажа. Почему об этом стоит поговорить отдельно? Потому что современные понятия о боевике почему-то считают, что чем больше смен ракурса и склеек, тем более впечатляющим выглядит момент. Но при таком подходе совершенно невозможно изучить хореографию боевых сцен. Тычки в лицо, бум-бум, и все, враг валяется. Здесь все вернулось к старому-доброму принципу – полноценная демонстрация боев. Почему мы все так любили фильмы с Джеки Чаном и ЖКВД? Именно за продолжительный и несменяющийся ракурс камеры. Мы видим, как проведен удар, по какой траектории летит оппонент. Мы даже успеваем обратить внимание на детали интерьера, освещение и самое главное оцениваем правдоподобность драк. «Механик», «Перевозчик» и прочие «грузчики» отошли от классического стиля, акцентируя внимание именно на герое, вернее, даже не на герое, а на актере, который его играет. Такой себе цитатник Джейсона Стэтхема на экранах кинотеатров всего мира. В Джоне Уике акцент на основного персонажа весом, но он второстепенен. Важно не то, кто замесил весь преступный мир Нью-Йорка. Важно, как это сделал персонаж. Внимание направлено на само действие, а не на личность его совершающую. Именно поэтому в фильме много ракурсов, когда мы смотрим на происходящее глазами героя или наоборот, когда план настолько крупный, что внимательно относишься уже ко всей сцене, а не к отдельно взятому персонажу. Именно поэтому Джону Уику веришь и именно поэтому начинаешь воспринимать его действия с повышенным трастом.
- Посмотреть этот фильм стоит хотя бы ради сцен нахождения Уика в Риме. От первой секунды приезда до отбытия. Особенно впечатляют своей атмосферностью события в римском амфитеатре: древние развалины, величественные колонны, катакомбы, нагнетающий обстановку музыкальный ряд, световые эффекты и как апогей всего происходящего – бой в подземелье.
- Битва с Кэссианом. Редкий случай, когда при изучении эпопеи Джона Уика сопереживаешь его антогонисту. Кэссиан действует по законам криминального кодекса и мстит за убийство своей начальницы (и, читая сквозь строки, не только начальницы). Он всем видом дает понять, что плевать хотел на 7 миллионов награды за убийство Уика. Его интересует только личная месть, ведь на тропу войны он вышел значительно раньше объявленного большого куша. Финальная битва между ними – яркая концовка (а может и нет – его смерть нам не показали, а 3-я часть уже в разработке) их противостояния: перестрелка на улице, молчаливая пальба из пистолетов с глушителем в толпе и последний бой в вагоне метро. Напряженное сближение сквозь качающихся от движения состава подземного электропоезда людей, несводимые друг от друга взгляды, достающиеся ножи, один из которых в итоге останется в грудине Кэссиана, а Джон Уик продолжит свой путь в поисках новоиспеченного главаря мафии.
- Сам герой, несмотря на мифическое бессмертие, еще как уязвим. Т.е. образ становится значительно реалистичнее, когда видишь, что персонаж получает урон, который мешает ему в дальнейшем, но не убавляет настойчивости, решимости и рвения. Можно сломать Джона Уика физически, но не морально.
- Трюки и постановочные бои проходили при непосредственном участии Киану Ривза с минимальным подключением каскадеров. Это весьма импонирует и заставляет сильнее проникаться симпатией к персонажу, ради которого 52-летний (!) актер рискует здоровьем на самом деле. Плюс нельзя не отметить, насколько внимательно Киану отнесся к постановке сцен со стрельбой, ведь для этого он брал уроки у настоящих спецназовцев и провел немало времени на тренировочных огневых рубежах. Вообще ставка на трюки логична и понятна, ведь режиссером картины стал профессиональный каскадер Чад Стахелски, являющийся откровенным новичком в Голливуде. И серия Джона Уика пока самое удачное, что он успел сделать, поэтому ничего удивительного, что и он, и продюсеры будут держаться за данную серию до конца. Кстати, уже сейчас идут разговоры о сериале на основе сценария Дерека Кольстада.
Резюме
Если вы смотрели первую часть, и она вам понравилась, вы вряд ли сможете объективно оценивать картину. Я, скорее всего, не исключение. Тем более вторая часть оказалась на уровне, заменив ставку на сюжет визуальным рядом и постановкой трюков, чего так не хватает современным боевикам. Хороший продукт данного жанра трудно встретить, потому что они все стали похожи один на другой, как две капли воды. Перед собой мы видим исключение. И настойчиво будем ждать третьей части.