История кинематографа хранит немало свидетельств о непонятых творцах. В большинстве своем это личности, считающие себя обделенными вниманием или вовсе отверженными гениями. Люди со странными взглядами на искусство и своими произведениями, которые они всячески стараются противопоставить общепринятой культуре. Зачастую их творения никакой ценности из себя не представляют и остаются навсегда забытыми и невостребованными. Однако среди всех этих мыслящих иначе есть один, который обеспечил себе славу и известность всего лишь одним фильмом. Конечно же, мы говорим про Томми Вайсо и его гениальную «Комнату», а также о снятом в 2017 году фильме Джеймса Франко «Горе творец» по мотивам мемуаров Грега Сестеро о фильме «Комната», до сих пор считающимся многими худшим фильмом в истории. И, конечно же, поговорим о создателе ленты.
Томми Вайсо
Томми Вайсо является очень загадочной личностью. Даже в нашу эру всеобщей доступности информации проверенных точных фактов о нем известно крайне мало. Доподлинно неизвестно, сколько ему лет, откуда он родом, откуда у него были деньги на съемку фильма и рекламу. Согласно некоторым предположениям родом он из Европы и к моменту съемок своего знаменитого фильма ему шел не то четвертый, не то шестой десяток лет. О нем и правда сложно узнать хотя бы какую-то информацию. Скрытность Томми лишь добавляет таинственности его личности.
Вайсо познакомился с Грегом Сестеро, своим будущим лучшим другом и партнером по съемкам в «Комнате», во время обучения в классе актерского мастерства. Вайсо покорил Сестеро неординарностью и сверхуверенностью в собственном подходе. Именно это и сыграло на руку их сближению. Они проводили довольно много времени вместе, мечтали стать известными актерами, однако реальность расходилась с их мечтаниями. Сестеро доставались третьестепенные роли в фильмах, а его самого даже не указывали в титрах. Томми же не получал ролей вовсе. Так продолжалось вплоть до момента, пока Томми не решил снять свой собственный фильм, настоящий шедевр, который, по его словам, не даст зрителям уснуть на протяжении двух недель и перевернет взгляд на кинематограф.
Вайсо начал писать сценарий, подумывая о театральной постановке. В конце концов он посещал театральные курсы и думал, что «Комнату» надо будет показывать на Бродвее. Томми был уверен в своевременности своей истории — она должна была стать предостережением для молодежи. Дескать, втроем можно дружить, но если двое становятся любовниками, то пиши пропало. Решение снимать кино было принято после некоторых исследований: Вайсо понял, что в театр люди ходят реже.
Сценарий давался тяжело. Томми плохо спал, плохо ел, закатывал истерики и даже поднял Грегу арендную плату (тот продолжал снимать комнату в его квартире). 7 мая 2001 года текст был закончен, Вайсо отдал 74-страничный сценарий Сестеро, чтобы тот безотлагательно прочитал его. К ужасу Грега, все персонажи в «Комнате» говорили, как Томми. Томми также настаивал на том, чтобы Грег сыграл одну из главных ролей, которая, по словам самого Томми, была написана специально для Грега. Чтобы убедить друга, он предложил ему такой баснословный гонорар, что Грегу ничего не оставалось кроме как согласиться.
Готовясь к съемкам, Томми закупил съемочное оборудование. Это было неразумно, так как даже крупные студии при съемках фильма арендуют аппаратуру, однако Томми был непреклонен и настоял на покупке. К тому же он закупил одновременно и две камеры с высоким разрешением и одну пленочную, что было еще более глупо. Для одновременных съемок потребовались две съемочные команды, но Томми это не смущало. Он чувствовал себя новатором. Что иронично, для монтажа использовались только кадры с пленочной камеры.
Во время съемок царил самый настоящий ад. Сценарий переписывался на ходу, условия для команды были ужасные. Один из участников съемок получил тепловой удар, так как Томми отказывался платить за кондиционер и запрещал приносить с собой воду. Разногласия между актерами и режиссером стали обыденностью на площадке. За время всего процесса команда менялась не один раз.
Поскольку фильм был целиком и полностью детищем Томми Вайсо, то и финансировал он его съемки из своего кармана. Откуда у него были деньги на это, неизвестно никому. Также он выступал в роли сценариста, режиссера, продюсера и главного актера. Учитывая специфичные взгляды на кинематограф, это не могло не отразиться на финальном продукте.
27 июня 2003 года состоялась премьера. В каком-то смысле обещание двухнедельной бессонницы зрителям Томми выполнил: «Комната» была настолько плохим фильмом, что некоторые даже нашли в этом удовольствие. Персонажи жили в своеобразной альтернативной вселенной, где абсурд становился нормой. На многие реплики, в том числе и заявления о серьезной болезни, герои отвечали с олимпийским спокойствием: «Не переживай». Взрослые мужчины кудахтали. Некто Стивен просто исчез из фильма без объяснений. И вишенка на торте — Джонни в исполнении Томми Вайсо. Человек без возраста, таланта и понимания кинематографа. Прокат длился всего лишь две недели, и при вложениях в фильм в шесть миллионов долларов он собрал всего лишь 1800 долларов. Это был крах. Однако сам фильм был замечен некоторыми зрителями, и они привлекли к нему внимание в сети. Это и стало началом культа «Комнаты», без сомнения худшего фильма в истории.
Со временем фильм приобрел некоторую фанатскую аудиторию, которая с каждым годом лишь росла. Особую популярность принес фильму обзор на него от «Ностальгирующего Критика» – известного обзорщика фильмов. И вот в 2013 году Грег Сестеро, лучший друг Томми Вайсо, а также один из главных актеров «Комнаты», выпустил книгу «Горе-творец» о фильме, о себе и о Томми. Книга привлекла внимание Джеймса Франко, и он купил права на её экранизацию.
«Горе-творец»
Изучив подробно книгу Сестеро, а также воспоминания участников съемок, Джеймс Франко приступил к созданию фильма. В него он позвал своего брата и частого товарища по фильмам Сета Рогена. Вообще, дуэт Франко и Рогена является очень неоднозначным. Хорошие фильмы получаются у них через раз. И на этот раз у них вышел по-настоящему отличный проект.
Джеймс взял на себя главную роль – самого Томми Вайсо. Нужно ли говорить, как много усилий потребовалось для того, чтобы сыграть одного из самых странных деятелей кинематографа современности? Если бы образ получился недостаточно раскрытым, фанаты смешали бы фильм с грязью. И, черт возьми, у Франко получилось сыграть блестяще. Томми Вайсо в его исполнении настолько хорош, что порой даже не верится, что это лишь актёр, который его изображает. Внешность, мимика, речь – все это было сыграно Джеймсом невероятно правдоподобно. Дэйв Франко сыграл Грега Сестеро, а Сет Роген – Сэнди Шклейра, человека, который, согласно воспоминаниям Сестеро, ответственен за то, что «Комната» получилась хотя бы отдаленно похожей на фильм. Засветились в фильме даже сами Сестеро и Вайсо.
Для своего фильма Франко использовал около двадцати минут из оригинальной «Комнаты». Сам же фильм повествует о двух друзьях, один из которых считает себя непризнанным гением и хочет снять фильм всей своей жизни, который завоюет зрительские сердца. Фильм, который, на первый взгляд, должен получиться комедией, вышел отличной драмой. Это даже забавно – «Комната», которая позиционировалась как драма, была воспринята зрителями как комедия, а комедия о её создателях обратилась драмой. Человеку, непосвященному в события «Комнаты» и не знающему, кто такой Томми Вайсо, этот фильм вряд ли понравится. Именно этим и было вызвано нежелание прокатной студии делать показы в России, чем, кстати, многие фанаты, и я лично в том числе, были сильно огорчены. К счастью, в сети имеется версия фильма с отличным русским дубляжом. Поклонникам «Комнаты» к просмотру рекомендуется.