Свое первое произведение под названием «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» Джон Рональд Руэл Толкин издал в 1925 году. Трилогия «Властелин колец», породившая настоящий культ писателя и созданного им мира, появилась значительно позже, в 1954-1955 годах. Произведения Толкина сильно повлияли на мировую культуру в 20-м веке, сохраняется их влияние и в 21-м столетии.
В ноябре 2017 года стало известно, что Amazon Studios заплатила наследникам Толкина приличные деньги за права на очередную экранизацию его произведений. Стоимость контракта составила около 250 миллионов долларов $.
На этом фоне хотелось бы вспомнить историю экранизаций произведений Джона Толкина, которая с учетом самых ранних и нереализованных проектов продолжается уже более полувека.
Как все начиналось
Появление трилогии «Властелин колец» закономерно привело к разговорам о необходимости запускать произведения Толкина на большие экраны. Обсуждения начались в конце 1950-х годов, но сам писатель не был особенно заинтересован в экранизациях, хотя и не высказывал возражений.
Первая попытка произошла в 1957 году, когда Мортон Циммерман написал сценарий, но Джон отверг его. Причиной стал перебор с мистикой. Например, сценарист наделил Гэндальфа способностями к гипнозу и телекинезу.
Один из проектов того времени и вовсе шокировал Толкина. Речь идет об идее The Beatles снять музыкальный фильм по «Властелину колец», в котором каждому из четырех музыкантов досталось бы по главной роли – Фродо, Сэма, Гэндальфа и Голлума.
В 1968 году права на съемки фильмов по «Властелину колец» и «Хоббиту» были проданы кинокомпании United Artists. Тогда их оценили в 104 000 фунтов стерлингов. Были запланированы съемки двух фильмов, Толкин консультировал режиссера Джона Бурмена и продюсера Сола Зэнца в процессе подготовки сценария. Однако эта работа не была доведена до конца – в 1973 году писатель умер. Вскоре после этого сменилось руководство United Artists, компания была куплена концерном Metro-Goldwyn-Mayer, и о фильмах благополучно забыли.
Настоящее рождение в анимации
К 1976 году лицензия United Artists истекла, но снято ничего не было. Сол Зэнц не оставил идеи экранизировать Толкина, и снова приобрел права. На этот раз он подошел к процессу куда серьезнее – у сыновей писателя были выкуплены права на:
- все названия и персонажей «Властелина колец» и «Хоббита»;
- символику;
- любые последующие адаптации книг.
За это было заплачено 16 миллионов долларов $.
Сейчас именно Зэнц и его компания Middle-earth Enterprises занимается всеми официальными экранизациями «Властелина колец» и «Хоббита». С ним постоянно судится один из сыновей Толкина, у которого остались права на остальные произведения писателя.
Под руководством Сола Зэнца было снято три полнометражных мультфильма:
- «Хоббит» (1977) – в прокат не выходил, показывался только по ТВ;
- «Властелин колец» (1978) – стал фантастически дорогим (бюджет – 8 миллионов долларов $) и едва смог окупиться в прокате;
- «Возвращение короля» (1980) – снова снимался для ТВ как музыкальный мультфильм, из-за необычного сценария успеха не заслужил.
Питер Джексон – маг и волшебник
Печальный опыт анимационных картин привел к тому, что экранизации Толкина были заморожены на несколько десятилетий. Многие при обсуждении этой темы приходили к мнению, что писателя в принципе невозможно экранизировать.
Однако у лично знакомого с Толкином Зэнца была мечта, и он ее так просто не оставлял. В 1997 году он вновь начал искать студию, которая сможет взяться за этот проект. В итоге права оказались у New Line Cinema, а режиссером стал Питер Джексон, который до этого снимал в основном фильмы ужасов.
Дальнейшая история известна – вышедшие в 2001, 2002 и 2003 году три фильма имели колоссальный успех. Они собрали в прокате около 3 миллиардов долларов $, а также получили 17 «Оскаров».
Через десять лет Джексон удивил мир еще раз – в 2012-2014 годах вышла трилогия «Хоббит», собравшая суммарно еще почти 3 миллиарда долларов $. Правда, в этот раз уже чувствовался недостаток книжного наполнения. Для фильмов о похождениях хоббитов в сюжет было добавлено несколько линий, отсутствовавших в бумажном оригинале.
Свое Средиземье – Amazon озвучивает планы
Свои права на произведения Толкина Amazon Studios хочет воплотить, прежде всего, в съемке сериалов – популярного сегодня формата потребления видеоконтента. Одни называют решение выложить четверть миллиарда долларов за возможность очередной экранизации пусть и невероятно интересных историй безумием. Другие понимающе кивают – каждому хочется запустить собственную «Игру престолов». Главный имеющийся на горизонте конкурент драконов и белых ходов – это, конечно же, мир, созданный Толкином.
Сериал, который будет делать Amazon, проходит по разряду высокобюджетных. Это было одним из требований наследников Толкина. Известно, что вложения в каждый сезон составят 100-150 миллионов $. Это сравнимо с цифрами для все той же «Игры престолов». На ее заключительный восьмой сезон из шести эпизодов планируется потратить 90 миллионов долларов $.
При этом у Amazon остается пространство для дальнейших маневров. Помимо сериала компания прописала в сделке возможность отойти от книжного сюжета и заняться изготовлением спин-оффов.