Сериал Террор 2018 - Каменный лес Stone Forest

Проект сериала “Террор” студий Scott Free TV и Television 360 вмещает в себя к 2020 году уже 2 сезона, но на самом деле всерьез воспринимать стоит только первый. Все дело в том, что сериал был изначально основан на одноименном романе Дэна Симмонса, который посвящен экспедиции сэра Джона Франклина, направлявшейся в Арктику для открытия Северо-западного прохода. Наименование телесериала и литературного произведения взято от названия одного из кораблей, участвовавших в экспедиции. Поэтому крайне необычно было узнать о запуске второго сезона проекта, который никак не связан с первоисточником.

Так что не удивляйтесь, что рассмотрение сериала “Террор” будет касаться исключительно первого сезона, потому что именно он вызывает наибольший интерес.

Содержание

Первоисточник

Полезно будет знать, что трагичная история британской экспедиции во льдах Арктики претерпела целых две итерации правок. В первую очередь, сценарий киносериала основан на романе Дэна Симмонса, а сюжет самой книги собирался исключительно по крупицам оставшихся документов и данных об экспедиции. Дело в том, что никто из моряков так и не вернулся домой. Более того, о судьбе большинства участников арктического похода почти ничего не известно.

Поэтому неудивительно, что конечный вариант сюжета отличается не только от официальных хроник, но даже от литературной интерпретации событий.

Самой экспедиции Франклина и роману “Террор” на страницах “Каменного Леса” уже посвящены отдельные материалы, поэтому особо погружаться в изучение первоисточника нет смысла, с ними лучше ознакомиться по отдельным материалам. Но все-таки фактическим первоисточником является роман Дэна Симмонса, по этой причине оценка сериала будет проходить в сравнении с литературным произведением, помимо кинематографических особенностей проекта.

Сюжет

Если изучать сюжет сериала “Террор” в отрыве от первоисточника, то особых нареканий он не вызывает. Особенно если зритель не имеет представления о специфике климатической зоны тех мест. Во многом именно достаточно высокие оценки сериала сподвигли отнестись к нему более дотошно. И на самом деле это была моя главная ошибка, так как эффекта разочарования избежать не удалось.

Да, в вечном холиваре “оригинал против экранизации” искать истину не стоит, и я не сторонник бдения над соответствием сюжета фильма литературному первоисточнику, но существуют вопиющие нестыковки, допускать которые не то что не желательно, а прямо-таки возмутительно. Причем если одни промашки еще можно объяснить логически, то другие отдают примитивщиной и откровенной глупостью

Разберу для наглядности несколько эпизодов и деталей сериала:

  • Первое, что бросилось в глаза в ходе просмотра сериала, это несоответствие одежды моряков с требованиями к экипировке согласно погодным условиям. Но это можно спокойно объяснить тем, что если закутать героев телесериала в уэльские парики и несколько слоев одежды, то невозможно будет идентифицировать персонажей. Все будут почти на одно лицо, и людей можно будет отличать только по принадлежности к офицерскому составу или судовой команде. Но когда вместо ледяного и снежного ада на экране мы видим пустынную каменистую местность, пропадает вся правдоподобность происходящих событий. Да, геологическое происхождение тех мест полностью соответствует продемонстрированному на телеэкране. С одним исключением: все так бы и выглядело, если бы там не было снега и льда.
  • В закрытом шатре начался пожар, моряки стремятся найти выход и прорвать полотна из канваса. Снаружи помощник конопатчика Хикки стремится помочь своим друзьям. Он достает нож, чтобы прорвать шатер, но боится поранить моряков, которые сильно напирают на полотнище. Несмотря на крики товарищей и подступающий к их спинам огонь, Хикки находит время на обдумывание своих действий. Именно эта деталь является определяющей, так как дальнейшее поведение помощника конопатчика уже нельзя списать на отсутствие времени и невозможность обдумать свои действия. И вместо того, чтобы продрать шатер сверху над головами моряков или по крайней мере в районе ног, чтобы не нанести смертельную рану кому-то из сослуживцев, Хикки бьет ножом прямо по центру и само собой убивает товарища.
  • Команды обоих кораблей, покинув суда, следуют по безлюдной и безжизенной территории, постоянно натыкаясь на сложные для перехода рельефные неровности. И вот камера с переднего плана снимает, как к ней подступает пешая экспедиция, первые члены которой начинают останавливаться и вглядываться вдаль, как бы изучая приближающуюся прегражу впереди. Будто огромная гора ожидает людей через пару километров. Затем план камеры сменяется, и мы видим внушительную возвышенность в 20-30 метрах от членов экспедиции. В реальности такие гряды можно было увидеть задолго до приближения к ним, и план их преодоления разрабатывался заранее.

Если же абстрагироваться от подобных промашек, то представленная история безусловно вызывает интерес. Особенно если вы никогда не слышали ни про саму экспедицию сэра Джона Франклина, ни про литературный первоисточник. Тем более классическое повествование романа было сохранено, предлагая зрителю чередование корабельных будней и бед заблудшей экспедиции в Арктике с мистическими вставками гонящегося за моряками злого духа, не оставляющего тем ни малейшего шанса на спасение.

Герои

Изменение типажей персонажей, их роли и уровня вовлеченности в основные действия – обычная практика в экранизациях. Киноделы порой стараются предложить альтернативный взгляд на ту или иную личность, усложняя их характер, а стало быть увеличивая их важность для развития сюжета.

К примеру, понятно, почему помощник конопатчика Хикки получил так много внимания от сценаристов. Его гадкая персона действительно весьма интересна для изучения, и даже по книге немного не хватало полного раскрытия злодея. У Дэна Симмонса Хикки оставался мерзавцем и ничтожеством от начала всего действа и до своей кончины. Без проблеска света, без намека хоть на какую-то положительную черту. Даже его гомосексуальная привязанность к моряку Магнусу Мэнсону больше оправдывалась животной страстью к мужеложству, чем к проявлению каких-то теплых и добрых чувств. У создателей сериала возникла идея не только слегка очеловечить образ Хикки, но даже немного приоткрыть завесу его прошлой жизни.

Мне, как читателю романа, было крайне противно видеть столь часто появляющегося на экране Корнелиуса Хикки, так как мое отношение к персонажу давно сформировалось и поменяться уже не может. Но в любом случае я понимаю, что неосведомленному зрителю было весьма интересно следить за ним, тем более что определенную симпатию к персонажу придавала актерская игра Адама Нагайтиса.

Но вот изменение роли и значимости Леди Безмолвной я уже простить не мог. В сериале я не увидел того мистического обворожения, которым эскимосская девушка окутывала всех и вся. К примеру, в фильме с ней хотели расправиться из ненависти и отвращения, а по книге ее просто боялись, так как верили, что она находится в прямом общении с Туунбаком, преследовавшим экспедицию духом. По книге Леди Безмолвная – представительница особого племени коренного населения Арктики, которое не просто общалось с Туунбаком, а служило ему, связав себя удивительным обетом, обеспечивавшим безопасность всем остальным эскимосам. Сама церемония посвящения в этот народ и способ общения со злым духом производили ошеломляющий эффект при чтении. И нельзя было унять пылавший интерес увидеть экранизацию этого процесса. Но нет, создатели картины поняли, что у них не хватит умения воссоздать такое языческое таинство, а значит, его лучше вообще убрать из повествования.

По этой же причине обидно, что в конце фильма от Леди Безмолвной просто избавились, хотя по книге она стала женой одного из моряков и посвятила его в священную тайну своего народа.

Но опять-таки, если вернуться к положению зрителя, никогда не читавшего роман Дэна Симмонса, никаких нестыковок в этом плане нет. Но стоит на самом деле прочитать первоисточник, чтобы понять, какой интересной детали лишена экранизация.

В конечном итоге, сериал получился неплохим и определенно заслуживает того, чтобы посмотреть эти 10 крайне любопытных серий. Любителям экшена не стоит рассчитывать на что-то динамичное. Развитие сюжета весьма томительно и в принципе рассчитано на погружение зрителя в атмосферу белого снежно-ледяного ада. Безусловно в центре внимания оказывается персонаж Джарреда Харриса, главный герой всей этой истории – капитан Фрэнсис Мойра Крозье. От игры Харриса в принципе всегда получаешь удовольствие, а после “Чернобыля” его карьера получила вторую жизнь.

Костюмы, интерьер и экстерьер обоих кораблей, да и сама атмосфера отчаяния и потери всякой надежды на спасение получились на загляденье. Особой реалистичностью отличались эпизоды врачевания, когда больные цингой и другими недугами моряки лечились и страдали от своих хворей: кому-то ампутировали конечности, кто-то отхаркивал с кровью последние признаки жизни, а кто-то банально сходил с ума. И очень впечатляюще выглядели сдержанность и сохраненная невозмутимость перед подчиненными со стороны офицерского состава, хотя каждый из них тяжело болел и почти на том же уровне страдал от своих болячек, что и простая матросня.

Второй сезон можно даже не начинать, потому что это совершенно другая история, не связанная ни сюжетом, ни какими-то деталями с первым. Другое время, другая локация, другие угрозы, даже другая цивилизация.

Постеры к Сериалу Террор - Каменный лес Stone Forest

Информация о сериале

  • Оригинальное название: The Terror
  • Год производства: 2018
  • Количество сезонов: 2
  • Жанр: драма, триллер
  • Студия производства: Scott Free TV, Television 360
  • Дата премьеры 1-ого сезона: 26 марта 2018
  • Актеры 1-ого сезона: Джаред Харрис, Тобайас Мензис, Пол Реди, Адам Нагайтис, Иэн Харт, Нив Нилсен, Киаран Хайндс
  • Разработка 1-ого сезона: Дэвид Кайганич
Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.