Российский автопром больше года живет в условиях санкций и дефицита составляющих производства. За это время определились основные пути развития: инвестиции в собственные компетенции, поиск новых рынков, кооперация с дружественными странами. Какие существуют перспективы в сотрудничестве стран БРИКС, — рассказал Дмитрий Демчук, генеральный директор “КарданБаланс”.
Производство легковых автомобилей в России только за 2022 год упало на 60%. Огромный удар АвтоВАЗу нанёс уход Renault-Nissan: в короткие сроки на производственных линиях концерна обнаружился дефицит качественных двигателей и коробок передач. В срочном порядке стали налаживать поставки комплектующих из КНР, Турции и Малайзии. При этом линии, выпускающие Lada Niva Legend и Niva Travel, в которых практически нет импортных комплектующих, не останавливались вовсе.
Полноценный перезапуск производственных мощностей, которые ранее принадлежали иностранным брендам, смогли осуществить благодаря индустриальным партнерам. В прошлом году на заводе Renault была налажена сборка кроссоверов «Москвич 3», основой для которых стали машинокомплекты марки JAC. На бывшем заводе японского Nissan в Санкт-Петербурге концерн АвтоВАЗ под брендом Lada готовит к выпуску линейку машин FAW. Так АвтоВАЗ увеличил производство в 1,5 раза. Однако этого объема недостаточно, чтобы вернуться к докризисным показателям. Фактически, на российском авторынке осталось около двадцати брендов: около 41% продаж новых автомобилей приходится на отечественные концерны, 38% — китайские и 9% — корейские.
Автопром и обмен технологиями со странами БРИКС имеет большой потенциал, а совместные образовательные проекты — долгосрочное сотрудничество. Так, например, Россия уже имеет договоренности с производствами автомобильных компонентов, деталей и запчастей ЮАР. Например, стеклообогреватели из Южной Африки поставляются в Калугу на сборку. Производство автомобилей в ЮАР имеет несколько преимуществ: льготы от государства, малое налогообложение, низкий уровень зарплат, высококвалифицированные приглашенные сотрудники и представители. Это сотрудничество активно пролонгирует правительство российской и африканской стороны не только в автомобилестроении. Консолидация поможет в развитии энергетики, науки, технологий, образовании. Еще один плюс — логистическая доступность в жестких экономических условиях. На юге африканского континента хорошо развито портовое сообщение между Китаем и другими странами.
Китайские производители стараются занять российскую нишу седанов — их средняя стоимость около 2 млн рублей. Есть модели с более привлекательным ценником, но увеличение курса рубля к юаню может снизить статистику продаж. Аналогичная ситуация с корейскими дилерами. В этом случае для сохранения стабильного ценообразования и снижении логистической нагрузки на автопром необходимо организовать сборочные производства иностранных брендов на территории России. Но еще более выгодная перспектива для отечественного авторынка — наладить полный производственный цикл внутри страны. Так стоимость новых авто будет выгодно снижена, а качество сборки и износостойкость повысится. Пропорционально вырастет и уровень доверия к российскому автопрому.