400-й Москвич – первая легковая машина в СССР, которую можно считать по-настоящему массовой. Уже на момент появления она технически устарела. К тому же стоило такое удовольствие 8 000 руб., что было непомерно много для тех лет.
Несмотря на высоченную цену и на множество технических недостатков, новинку ждали. У послевоенного общества начали появляться деньги, а единственной легковушкой тогда был лимузин ЗИС-101, который можно было купить только по спецзаказу или выиграть в лотерею. Поэтому когда появился 400-й, он стал настоящим хитом.
Технические характеристики Москвича 400
- Кузов 4-дверный, пятиместный седан
- Двигатель – 1 100см3, мощностью 23 л.с.
- Скорость – 90км/ч
- Масса – 855 кг
Двигатель Москвича 400 располагался под капотом продольно и вращал задние колеса с помощью трехступенчатой КПП. Конструкторы впервые применили систему независимой передней подвески, которая состояла из рычагов и пары наклонных пружин. Что касается заднего моста, его крепили на продольных листовых рессорах, а тормоза были барабанными гидравлическими. Печки в салоне не было, а стеклоочистители работали от привода двигателя и при низких оборотах не успевали счищать воду и снег.
История создания Москвича-400
Считается, что первый Москвич собрали на вывезенной из побежденной Германии производственной линии, принадлежавшей заводу «Опель». Но эту информацию подтверждают не все источники. Например, инженер Борычев, работавший на заводе МЗМА в сороковых, вспоминает, что на разрушенной линии в Рюссельсхайме удалось найти только часть шасси Opel Kadett.
В общем, почти все агрегаты новой машины пришлось разрабатывать с нуля. Но так как опыта у советских КБ еще не было, для работы привлекли немецких инженеров. Были созданы рабочие группы, в которых немцами руководили граждане СССР. В итоге кузов собрали в Шварценберге, а двигатель в Берлине.
Модификации Москвича-400
В первоначальной версии Москвич-400 производили с 1946 по 1956 год. Благодаря простой конструкции, надежности и невысокой по сравнению с «Победой» и ЗИМом цене машина почти сразу стала хитом. Для сравнения – если в 1947 году выпустили всего 1 501 автомобиль, то в 1949 году – 19 808.
Со временем конструкцию изменили. На 3-й и 4-й передачах добавили синхронизатор, рычаг переключения КПП перенесли под руль, а на заднем мосту усилили подшипники. Заменили головку цилиндров, модифицировали распредвал, мощность увеличили до 26 л.с., а крутящий момент – до 4 000 об/мин. После обновления Москвичу присвоили номер 401-420.
На базе Москвича-400 создали еще несколько моделей. С 1949 до 1956 года выпускали Москвич-400-422 с деревянным кузовом. Разработали даже кабриолет с брезентовой крышей – модель получила индекс 400-420А и просуществовала в серии до 1952 года. Еще были Москвич-400М – скорая помощь и Москвич-400-420К – небольшой грузовик, предназначенный для сельской местности.
За все годы, пока выпускали Москвич-400, собрали порядка 150 000 этих машин. В те годы альтернативы не было – кроме Москвича в магазинах стояли только дорогие «Победы» и ЗИМы. Поэтому относительно доступная модель позволила советским людям почувствовать себя независимыми и подчеркнуть свой статус. Сегодня Москвич-400 – это заслуженная классика, которую бережно восстанавливают, чтобы затем показывать на выставках.