ГАЗ-68 – опытный легкий грузовик с укороченной базой, предназначенный для транспортировки десанта и артиллерийского оружия. Машину разработал конструктор Мезюкин по приказу Министерства обороны СССР в 1944 году.
Содержание
Технические характеристики ГАЗ-68
- Объем двигателя – 3 485 л.
- Мощность – 70 л.с. при 2 800 об/мин.
- Максимальная скорость – 65 км/ч.
- Грузоподъемность – 1 000 кг.
- Колесная база – 2 700 мм.
- Расход топлива – 30 л/100 км.
Особенности авто
В качестве шасси для нашего героя использовали соответствующие элементы ГАЗ-63. Однако серийной машине недоставало устойчивости при езде по бездорожью. Поэтому ее раму укоротили на 600 мм и уменьшили до максимума дорожный просвет, чтобы основные агрегаты были расположены как можно ближе к земле. После того как центр тяжести опустили, военный грузовик перестал переворачиваться на крутых склонах и в глубоких оврагах.
За плоским капотом располагалась крытая тентом двухместная кабина с целлулоидными боковыми окнами, за которой поместили кузов с откидными бортами. Лобовое стекло также опускалось, чтобы можно было вести стрельбу.
Двигатель для нового артиллерийского тягача позаимствовали от ГАЗ-11. Четырехтактный рядный шестицилиндровый мотор имел нижнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. Бензин поступал в цилиндры через карбюратор. Головку блока сделали из чугуна.
КПП на ГАЗ-68 стояла механическая с четырьмя ручными передачами, а синхронизатора между скоростями не было. Довершали вездеходный ансамбль двухступенчатая раздатка и 18-ти дюймовые шины Я-42. То, что нужно для езды по полям сражений.
КСП-76
В 1944 году новое шасси от ГАЗ-68 использовали для создания самоходной установки. Передвижная пушка получила название КСП-76 и разрабатывалась лично В. А. Грачёвым.
КСП-76 представляла собой открытый корпус из толстой брони, внутри которого размещались водитель, стрелок и заряжающий. В качестве основного калибра использовалась пушка ЗИС-3 со скоростью стрельбы – 15 выстрелов в минуту. Дальность поражения – 13 300 м., максимальный боекомплект – 54 снаряда.
Двигатель на самоходку также поставили от ГАЗ-68, но мощности не хватало, и его форсировали до 85 л.с. Колесную базу увеличили до 3 200 мм, а высоту, наоборот уменьшили до 1 550 мм – это позволило повысить устойчивость и одновременно уменьшить площадь поражения. Лобовая броня толщиной в 16 мм выдерживала прямое попадание из орудия крупного калибра.
Первые испытания КСП-76 прошли 17 декабря 1944 года на полигоне в Гороховце. Машина отработала на ура – проходимость была на высоте, а огневая мощь почти не уступала легким танкам и БТРам. Однако командование посчитало, что самоходке недостает маневренности и точности при стрельбе на ходу. Поэтому в серию КСП-76 так и не попала.
Сегодня несколько опытных образцов орудия можно увидеть в музеях страны.