ГАЗ-22

В народе «двадцать второй» ГАЗ ошибочно называли ГАЗ-21 универсал. Но такого автомобиля в СССР не существовало. Универсал вывели в отдельную модель и в свободной продаже ее не было. Правда, для некоторых людей сделали исключение. Например, для Юрия Никулина.

Содержание

Автомобиль для нужд страны

В послевоенные годы в СССР автомобили в кузове универсал фактически не производились. Эта вариация считалась невостребованной ни у населения, ни в госструктурах. Ходили слухи о возможном производстве «двадцать первой» «Волги» в кузове универсал, но до конкретики дело так и не дошло. Единственным вариантом оставался ГАЗ-12. Эти автомобили выпускали в таком кузове, но штучно. И шли они, в основном, в медицинские учреждения.

ГАЗ-22

Автомобили представительского класса был дорог в содержании и обслуживании. Да и использовались они лишь для крупных чиновников. И в начале 1960-х годов Министерство здравоохранения попросило у своих коллег из автомобильной отрасли разработать для них машину, более простую и дешевую. Дело в том, что в те времена в серьез рассматривался вариант с «Чайкой» в кузове универсал, которая бы подхватила эстафету у ГАЗ-12.

Закипела работа. В министерстве автомобилестроения пришли к выводу, что если и делать универсал, то он должен был одинаково хорошо подойти и для медиков, и для грузопассажирских перевозок, и для торговли. И в 1962-м году началось производства ГАЗ-22. Интересно вот что: в народе его называли ГАЗ-21 универсал. А индекс «двадцать два» как-то не прижился.

Близнец ГАЗ-21

По факту, ГАЗ-21 и ГАЗ-22 – это один и тот же автомобиль, но конструктивных различий в них было довольно много. Поскольку «двадцать второй» являлся полноценным универсалом, то получил много своих кузовных панелей, не подходящих для «двадцать первого». Это потребовало больших денежных вливаний и модернизации сборочных линий предприятия. Плюс пришлось добавить новый сварочный кондуктор, а заодно еще и производственный участок. И в итоге, машина получилась весьма дорогой. Соответственно, предприятие производило ГАЗ-22 себе в убыток. А этот «минус» пришлось покрывать уже государству.

Министрам пришлось пойти на этот шаг, поскольку другого варианта на тот момент не существовало. А оставить медицину без автомобиля Скорой помощи они не могли. Да, в Риге находился завод, который производил микроавтобусы РАФ. Но то предприятие было слишком мелким и его мощностей банально не хватало.

Через три года после начала производства модель получила ряд изменений. Появилось и новое обозначение – ГАЗ-22В. Буква «В» означала, что автомобиль «модернизированный». Но внешне от «исходника» эта модель не отличалась. Другое дело ГАЗ-22Г. Он получил «экспортных хром» и более дорогие элементы как экстерьера, так и интерьера. Часть машин шла на экспорт, но некоторые оставались в СССР.

ГАЗ-22

Кроме универсала существовал еще и фургон с глухими панелями, которые заменили окна. Этот вариант в очередной раз потребовал больших финансовых затрат. Подразумевалась также и модернизация сборочной линии. Но, поскольку это было очень дорого, нашли другой вариант. Фургоны стали производить на ремзаводах. Там мастера вручную вваривали металлические пластины в оконные проемы.

Технические характеристики

Горьковские специалисты выдали полноценный универсал. Именно такой, каким он и должен быть. При складывании заднего дивана получалась ровная площадка огромных размеров. Там запросто могло поместиться в полный рост два человека. Поскольку рессоры на универсал ставили более жесткие, чем на традиционный седан ГАЗ-21, то возросла и грузоподъемность. Универсал мог перевозить 400 килограммов груза при наличии двух человек или 175 килограммов при пяти людях в салоне.

Универсал оснащался мотором ЗМЗ-21/21А с рабочим объемом 2,445 литра и выдавал 75 л.с. На экспортные варианты устанавливали более мощный вариант, мощностью 85 л.с. Также существовал еще и дизель. В зависимости от форсировки, он выдавал 58-65 л.с. Трансмиссия же была механическая 4-ступенчатая. Универсал мог разогнаться до 115 км/ч.

Несмотря на скромное производство (около восьми тысяч автомобилей в год), машины нередко шли на экспорт. Причем не только в «дружественные страны», но и в капиталистические государства. Например, в Британию. И в 1964-м году журнал The Motor посвятил «двадцать второму» ГАЗу статью. В ней говорилось, что универсал весьма достойный. Он отличался отличной проходимостью, надежностью и вместительностью. А из недостатков были отмечены: устаревший дизайн, плохая динамика, отсутствие сервоприводов и ограниченные регулировки кресел.

В итоге, автор статьи порекомендовал машину мелкому фермеру, которому главное не внешность и скорость, а практичность. Что же касается цены, то на британском рынке на универсал просили чуть меньше тысячи фунтов.

ГАЗ-22

Авто для Юрия Никулина

Почти все выпущенные автомобили разошлись по различным государственным организациям. Большая часть «поселилась» в службе скорой медицинской помощи. Много универсалов «уехало» в торговые компании, а также в таксопарки. Но в такси машины не прижились. Дело в том, что само по себе это направление в СССР было не сильно развито. Достаточно вспомнить фразу из кинофильма «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят».

Подразумевалось, что ГАЗ-22 станет спасителем пассажиров с крупным багажом. Но, поскольку в таксопарки универсалы распределялись в последнюю очередь, то их банально не хватало. И «двадцать второй» ГАЗ в такси являлся большой редкостью. Несколько универсалов досталось пожарным, которые использовали их в качестве штабных машин.

Поскольку универсал не входил в категорию товаров «народного потребления», то и приобрести его частному лицу было нельзя. Более того, на ГАЗ-22 не повесили даже розничного ценника. Все сходящие с конвейера автомобили были уже заранее распределены между различными организациями. Но все-таки иногда универсалы попадали в частные руки. Самый известный пример – артист Юрий Никулин. Ему продали машину в 1964 году по «уважительной причине» – он перевозил в нем цирковое снаряжение.

ГАЗ-22
Юрий Никулин и его ГАЗ-22

Поскольку ГАЗ-22 выпускался в скромных количествах, то, конечно, о полноценном экспорте и «захвате» европейских рынков речи не шло. Но все равно, модель на Западе не затерялась. Кроме этого, она создала хороший фундамент для своего сменщика – «двадцать четвертого» ГАЗа.

ГАЗ-22 был снят с производства в 1970-м году. Ему на смену пришел ГАЗ-24. И уже эта модель, воспользовавшись заделом предшественника, смогла прочно закрепиться не только в государственных предприятиях и такси, но и стать успешной за границей.