Островная Япония, несколько тысяч лет изолированно развивавшая свою цивилизацию, и сегодня воспринимается остальным миром почти как другая планета. Слишком много необычного в общественном устройстве этой страны. Интересующиеся жизнью японцев после ознакомления с их основными традициями копают глубже и обнаруживают еще один удивительный пласт – местные субкультуры. Одна из наиболее известных из них называется босодзоку. Речь идет о лихих байкерах, которые, как и везде в мире, тесно связаны с криминалом.
Содержание
Как появились босодзоку
Япония к середине 1950-х годов начала оправляться от поражения во Второй мировой войне и последствий падения двух американских атомных бомб. Одним из главных драйверов быстрого роста экономики стала автомобильная промышленность. В эти годы среди японской молодежи начали выделяться группы любителей машин и мотоциклов. Развлекались они, как это и полагается, кастомизацией транспортных средств и нелегальными ночными гонками по городским улицам.
Из этой среды и появились первые босодзоку, которых тогда называли иначе – каминаридзоку (с японского – «кланы грома»). При зарождении субкультуры использовалась красивая и близкая сердцу любого японца легенда о камикадзе. Участники байкерских банд поддерживали слухи о том, что первыми членами их сообщества были бывшие летчики-смертники Императорского флота Японии, которые из-за окончания войны не успели расстаться со своими жизнями во славу верховного правителя страны. Теперь они занимались поиском острых ощущений в мирной жизни.
Слово «босодзоку» появилось случайно в 1972 году. Именно тогда группировки мотохулиганов стали по-настоящему заметными в стране. Они все чаще совершали налеты, и в одной из газет при описании очередного происшествия редактор использовал новый термин, составленный из двух слов: «гонки» («босо») и «клан, семья» («дзоку»).
Расцвет и закат
Движение босодзоку зародилось на востоке Японии. Изначально в него входили только мотоциклисты, но затем начали присоединяться и автомобилисты. В конце 1970-х годов в сообщество входило больше 20 000 человек, разбитых по всей стране на несколько десятков кланов. Босодзоку не боялись преступить закон, но в большинстве случаев их правонарушения заключались в проведении нелегальных гонок. Однако отдельные кланы были связаны с якудза и выполняли для нее разнообразные поручения.
Босодзоку наращивали численность, вооружались, совершали все больше преступлений и устраивали масштабные стычки между собой, которые часто заканчивались крупными беспорядками. В конце 1980-х годов власти Японии открыто признали субкультуру опасной для обычных граждан и начали активно бороться с ней. Подавление босодзоку было по-японски методичным и продуманным. Оно включало в себя следующие меры:
- создание для членов банд специальных исправительных учреждений;
- изменения дорожных правил, бьющие в самое сердце субкультуры – по ее транспорту;
- ужесточение процедур приобретения транспортных средств и получения прав лицами, не достигшими совершеннолетия.
Босодзоку отсекли от молодого пополнения, часть из них посадили, остальные просто состарились. Сегодня бывшие члены банд превратились в байкеров предпенсионного возраста, которые либо бросили увлечение своей молодости, либо объединились в «ветеранские» байкерские клубы, действующие только в рамках закона.
В Японии и сейчас можно встретить молодых людей, одежда и транспорт которых соответствуют стилю босодзоку. Однако не стоит обманывается – это лишь косплееры.
Философия и стилистика
В Японии господствует идея скромной простоты во всем, и босодзоку, как и любой молодежный протест, старается ее опровергнуть. Последователи этой субкультуры стремились быть яркими и эффектными, а из любого проводимого мероприятия (обычно это были гонки) делали красочное представление.
Считавшие себя наследниками самураев, босодзоку любили одеваться в военную форму. Больше всего ценилась, конечно же, униформа летчиков с длинными плащами и тяжелыми ботинками. Сюда же примешивались элементы, позаимствованные из постапокалиптических фильмов и у американских байкеров.
Наибольшее внимание большинство босодзоку уделяло доработке своего транспорта. В субкультуре есть несколько основных направлений тюнинга, причем сильно отличающихся друг от друга. Одни члены банд максимально занижали подвеску на своих автомобилях, другие ставили на них нарочито большие выхлопные трубы и спойлеры, третьи обвешивали деталями, характерными для гоночных болидов. Главной задачей было добиться максимальной непохожести на всех остальных.
Следы в России
В нашей стране об этой почти исчезнувшей японской субкультуре известно немногим. Однако и на российских дорогах иногда с удивлением можно увидеть какую-нибудь старую японскую «праворульку» с выставленным на передний бампер масляным радиатором и болтающимися шлангами, а также с задранными вверх удлиненными выхлопными трубами. Под недоуменные взгляды владелец такой машины едет до встречи с ближайшим патрулем ГИБДД, который не без удовольствия выписывает штраф по «любимому» в среде поклонников автотюнинга пункту 12.5.1 КоАП РФ – за внесение изменений в конструкцию автомобиля без их регистрации.