Так как спецтехника используется в сложных и даже опасных условиях, к ее надежности и безопасности предъявляются повышенные требования. В полной мере это относится и к устанавливаемым на нее стеклам.
Основные требования к стеклам для спецтехники
Остекление кабины должно не только обеспечивать хороший обзор водителю или оператору, но и надежно защищать его от воздействия неблагоприятных факторов, к которым относятся грязь, пыль, сильная вибрация, попадание камней и других внешних объектов, атмосферные и природные явления. Поэтому к таким стеклам предъявляются повышенные требования. Они должны:
- обладать высокой устойчивостью к различным механическим повреждениям;
- иметь высокую светопропускную способность;
- надежно защищать от ультрафиолета и шума;
- не реагировать на температурные колебания и при этом обладать повышенными теплоизоляционными свойствами;
- выдерживать сильную вибрацию;
- иметь антибликовое покрытие.
Виды и типы стекол для спецтехники
Как правило, на спецтехнику устаналиваются два вида стекол:
- закаленное (сталинит) — при разрушении распадается на мелкие частицы, которые не имеют острых углов, установка в качестве лобового запрещена;
- триплекс — многослойный материал, состоящий из склеенных органических и силикатных стекол с прослойкой из полимерной пленки, за счет которой при сильном ударе не рассыпается;
- армированное — обладает повышенной прочностью и стойкостью к сильным вибрациям.
По конфигурации стекла для спецтехники подразделяются на плоские и гнутые.
Плоские более прочные, могут устанавливаться в качестве:
- ветровых — для обеспечения прямого обзора, могут иметь дополнительные функции (обогрев, автозатемнение, датчики осадков);
- боковых — для контроля за движением и обстановкой вокруг, обеспечения обзорности при поворотах и других маневрах;
- задних — для контроля за пространством сзади и движения задним ходом.
Гнутые обладают меньшим запасом прочности, но имеют ряд преимуществ:
- для монтажа не требуется дополнительных приспособлений;
- можно подогнать под конкретную форму кузова;
- обеспечивается полный обзор на 360º.
Устанавливаемые на спецтехнику стекла могут быть прозрачными и тонированными. Первые — самый распространенный вариант, так как позволяют обозревать окружающее пространство без искажения. Вторые фильтруют степень интенсивности солнечного излучения, попадающего в кабину, что позволяет создавать более комфортные условия и снижает нагрузку на установленные системы кондиционирования.
Также стекла могут иметь дополнительные функции:
- самоочищение — специальное покрытие способно отталкивать воду и грязь, оставляя поверхность прозрачной и чистой;
- встроенный обогрев;
- защита от инфракрасных лучей — достигается путем добавления оксида железа или напыления металлической пленки;
- затемнение по периметру — дает эффект плавного перехода от стекла к кузову (чаще всего используется метод шелкографии);
- третий солнцезащитный козырек — располагается в центральной верхней части (может быть выполнен из керамики).
Особенности изготовления закаленного стекла
Закаленное стекло, или сталинит, получают из обычного стекла путем нагревания при высоких температурах (680–730 С°) и последующего двухстороннего охлаждения. Процесс проходит в несколько этапов:
- выбор стекла — оно не должно иметь трещин и других повреждений;
- алмазная резка;
- скругление углов и тщательная шлифовка на специальных станках;
- промывание с обеих сторон и просушивание;
- если необходимо, на поверхность в нужных местах может наноситься керамическая краска;
- закаливание в печи;
- охлаждение с помощью воздуходувки.
В результате меняется структура стекла, на поверхности усиливается натяжение и прочность повышается.
Технология производства триплекса
Изготовление триплекса также проходит в несколько этапов, к которым относятся:
- выбор сырья — для изготовления стекла в различных пропорциях используются песок, сода, известь, доломит и другие необходимые добавки;
- изготовление стекла в специальных высокотемпературных печах, его формированние, закалка и охлаждение;
- ламинация — склеивание нескольких слоев с полимерной прослойкой;
- химическое матирование — осуществляется путем обработки поверхности растворами щелочей или кислот, в результате достигается повышенное рассеивание света и улучшается прозрачность;
- контроль качества — при выявлении дефектов полученное стекла или выбраковывается, или отправляется на дополнительную обработку;
- финальная обработка — придание окончательного вида и, если предусмотрено, дополнительных свойств.
Очень часто, например, применяется шелкография. При этом керамическая краска наносится по краям стекла, затем изделие запекается в специальной камере. В результате по периметру или по одной стороне образуется шероховатый слой, который обеспечивает повышенную ультрафиолетовую защиту.