Отзывы на материал «Команда звёзд, которая играет» (13.05.2013) и на семинар по командному оргповедению заставляют меня снова возвращаться к теме эталонов в командостроении и рецептам успеха для лидеров. Некоторые вопросы-цитаты из этих отзывов в конце материала.

Вы не фанат футбола? Я тоже. По-вашему, перенос примеров командного взаимодействия и лидерства из спорта на бизнес весьма условен и возможен лишь с оговорками? Соглашусь. Полагаете, что бейсбольная «Окленд Атлетикс» времен Билли Бина или баскетбольный “Гарлем Глобтроттерс” – невоспроизводимые феномены, на которые бессмысленно оглядываться? Очень может быть. Уверены, что легенды – лишь ретроспективный материал для менеджеров и ничему не учат? А вот это зря. Сегодня, накануне памятной для многих даты (4 мая 1949), мои мысли именно об одной из таких Легенд.

О национальной сборной Италии по футболу 40-х “Гранд Торино” написано очень много. Столик в кафе у знаменитого стадиона «виа Филадельфия», где я пишу эти строки, завален книгами, собранными хозяином кафе. Это лишь малая часть того, что потрясенная Италия посвятила своим героям. Многочисленные видео, художественные и документальные фильмы, целый музей реликвий и памятники на перекрестках судьбы (фото о музее «Гранд Торино» можно посмотреть в моём альбоме на FB). Должна заметить, что всё это совсем не похоже на то, каким сегодня является фан-история «Ювентуса», клуба-ровесника «Гранд Торино»…

В Истории самого Турина (пожалуй, самого мистического города Европы) есть две утраты, с которым он так и не смог смириться: перенос столицы во Флоренцию в 1865 году и гибель национальной сборной по футболу в 1949-м…

В сороковые годы прошлого века сборная Италии по футболу формировалась на базе одного клуба, все играли за Турин. Для команды приобретались лучшие игроки из разных команд Италии.

После того трагического дня 4 мая национальный футбол так и не смог оправиться, а туринская городская команда больше никогда не повторяла успехов прошлых лет. Там, где самолёт команды при подлёте к Турину врезался в окутанную туманом нагорную католическую базилику Суперга, хранители памяти о Гранате собираются каждый год. Это особое место, горло сковывает отчаянно-негодующее «почему», а слёз не могут сдержать даже прошедшие войну герои партизанского сопротивления.

К сожалению, это не единственный случай гибели футбольной команды в авиакатастрофе (люди моего поколения помнят “Пахтакор”). Однако не катастрофа у Суперги сделала «Гранд Торино» Легендой – это подчёркивают все старожилы клуба – Легендой команда стала задолго до этого.

На мой вопрос, сколько в команде было звёзд, менеджер музея улыбается: «Да в том-то и дело, что все были звёздами. И каждый в отдельности, и все вместе. Посмотрите записи игр, разве сегодня такое увидишь!»…

Когда команда Валентино Маццоло в футболках гранатового цвета (отсюда название команды среди фанатов – Граната), выходила на поле, начиналось… Нет, не шоу. Это сегодня существует понятие “шоу” со всей его разноцветной семантикой. А тогда это был Большой Футбол, настоящий праздник.

О каждом из игроков состава Гранаты можно написать отдельную историю. Их собственная личность не тонула в профессиональных обстоятельствах. И так было не только в сороковых.

Гид музея показывает на манекен в синей майке. Она принадлежала Bruno Neri. В одной из игр мирового чемпионата 1939 года, как и во всех прочих играх тогдашней фашистской Италии, игроки должны были приветствовать правительственную трибуну характерным взмахом прямой руки. Так вот: Нэри – единственный, кто тогда этого не сделал. Впоследствии он – партизан Второй Мировой – упоминается в анналах истории Гранаты не как пример непослушания или дерзости, а как образец несгибаемого мужества и уважения команды к персональному выбору каждого из своих товарищей.

Джиджи Мерони (Gigi Meroni) оставил после себя не только память о великолепной игре, но также картины и байки “из жизни городского пижона”. Как и Андреа Пирло из нынешнего “Ювентуса” он усматривал связь между собственной небритостью и исходом предстоящего поединка и наотрез отказывался стричься перед ответственной игрой.

В юбилейном издании газеты “La Stampa” к 50-летию событий у Суперги я нахожу одну из многочисленных статей о капитане команды Валентино Маццола (Valentino Mazzola): «Valentino, mister Utilità. Mai più nessuno come lui». И в наши дни трудно быть лидером; быть настоящим было трудно всегда; но что такое быть капитаном такой команды, мы вряд ли сможем себе представить. Не буду и пытаться пересказать основные упоминания о Маццоле. В нашем контексте важно то, что его талант как капитана был бесценной, но всё же составляющей, а не покрывающей всё прочее самоценностью.

Говоря о «Гранд Торино» хранители никогда не ограничиваются воспоминаниями об игроках. На особом месте в музее портрет виконта Marone Cinzano. На его деньги был построен кампус – первый исторический стадион на via Filadelfia (открытие состоялось 17.10.1926). Были и другие инвесторы, отцы-основатели. Вклад каждого здесь высоко ценят, ведь эти люди мечтали создать самую лучшую команду в стране и делали для этого всё возможное. Но именно Чинзано дал футболистам нечто большее, чем тренировочная база.

После гибели команды Маццоло жизнь на стадионе замерла, и со временем он пришел в упадок. Неподалеку был построен новый стадион, а старый все эти годы сохраняли как память.

В начале нулевых многим казалось, что злой рок неумолимо подводит историю туринского клуба к закату. Сезон 2003 года стал худшим в истории команды, однако журналист Massimo Gramellini предложил болельщикам Гранаты показать всему миру, что Турин верит в случайность провала и в неизбежность новых достижений. Откликаясь на его призыв 4 мая 2003 года к старому стадиону пришло около 50 000 человек. Это заставило власти региона всерьёз задуматься над будущим легендарного стадиона. Всего потребовалось 65 лет для того, чтобы решить, что лучше организовать на историческом месте, каким быть проекту, сколько денег потребуется, кто будет его финансировать и кто осуществлять реконструкцию. И вот наконец май 2014 должен ознаменоваться началом строительных работ.

Хранится в музее и майка футболиста московского клуба “Динамо” – соперников Toro на кубке UEFA сезона 1992-1993 г.г., и костюм президента клуба Orfeo Pianelli (с 1963 по 1982 г.).

Однажды перед одной из игр с русскими президент Пианелли дал клятву: если Toro выиграют, он будет надевать специально сшитый для Москвы шерстяной костюм на все последующие матчи команды. Итальянцы выиграли. Костюм был как раз по московской погоде. Но вот позже Пианелли обливался потом каждый раз, когда команде доводилось играть под палящим солнцем. Однако, от данного слова он не отступил…

Рассказывая о тренерском составе хранители обычно называют несколько имён в разное время ставших виновниками побед “Гранд Торино”. По мнению хранителей, тренеры Гранаты, не смотря на достойное финансирование, позволяющее приобретать для клуба лучших игроков, всегда были ориентированы на качество игры и подготовки, на создание лучших условий для футболистов, на puzzle и синергию команды, но не на рекрутинг как ответ на все вопросы и не на достижение финансовых показатели для инвесторов.

Я спрашиваю: если бы в то время практика коммерческой ротации игроков по клубам была бы такой, как сейчас, кто бы оказался самым дорогим из игроков Гранаты? На меня смотрят с недоумением… “Из этой команды вряд ли кто-то из игроков согласился бы на ротацию шагом повыше. Тогда мнение игрока учитывалось, а деньги главной роли не играли. Игроки Гранаты были единым целым, им было, как сегодня бы сказали, по кайфу играть именно друг с другом”.

И это единство эхом отзывалось на трибуне болельщиков. Фанаты были не просто азартными зрителями, они были соучастниками. Если команда уставала и начинала сбавлять темп, её будоражил голос трубы (такими прежде пользовались начальники железнодорожной станций). Верный болельщик – знаменитый тромбист Oreste Bolmida последний раз сделал это на матче 30 апреля 1949 года.

На мой вопрос о возрождении футбольной команды Турина во всем её прежнем потенциале (если не величии) мне говорят: времена изменились. Сегодня доллар победил почти повсеместно. То, что вчера считалось немыслимым – сегодня если не проявление мнимого патриотизма, то непрактичность, граничащая с глупостью. Игроки “Гранд Торино” получали небольшую зарплату даже по тем временам (сравнимую с зарплатой квалифицированного рабочего с Фиата), но играли не за деньги. И не по убеждению. Они были… футболистами, то есть выходили на поле, чтобы играть, а не зарабатывать деньги. Они находили свой фан в том, чтобы быть лучшими, дарить людям праздник настоящего футбола как никто другой.

Хранители и фанаты сходятся во мнении, что даже если выдержать все правила, диктуемые временем, воссоздать команду будет очень трудно. Сегодняшние инвесторы верят в “Ювентус” (возможности этого клуба и Toro не сопоставимы). Граната стала кузницей кадров, но она жива и борется за каждую ступень в чемпионате. Её болельщики – одни из самых ревностных в Италии. А еще у туринцев есть то, чего нет, например, у нашего “Зенита”. Настоящий гимн.

Дорогой мой питерский читатель, если честно, какие чувства вызывает у тебя гимн футбольного клуба «Зенит»?.. Что это: выбор победителей или почитателей творчества советских композиторов (Wiki)? Ни 8 лет музыкальной школы, ни статус петербуржца не могут заставить меня поверить в то, что гимн великому городу, привнесенный в спорт, может хоть немного «овеличить» его футбольную команду, заразить интересом к этому спорту пацанёнка с улицы, случайно услышавшего его.

Я была далеко не «пацанёнком», когда 3 года назад в туринской пиццерии случайно оказалась рядом с компанией родителей с малышами. Досмотрев до конца футбольный матч и допив последнее из графина с вином, они вдруг хором запели. Пел стадион на экране телевизора, пело кафе. И это было так здорово, что мы… заразились. Мелодия долго не давала мне покоя, пока, наконец, я не выяснила, что это, разыскала на ютубе и перевела текст. Таким было мое первое прикосновение к истории туринского футбольного клуба.

Но что же такого нового для менеджеров заключает в себе эта история? Так вроде бы и ничего, рецепт тот же:

  • единый сплав лидерства на всех уровнях, помноженный на верность не доллару, а Делу;
  • пристальное внимание к активам (от технической базы до знаний “как”);
  • свобода быть собой, свобода быть звездой, свобода любить и ненавидеть, HR-свобода без психологических уловок;
  • “клиентская верность брэнду”, основанному на подлинной Истории, а не сочинениях маркетологов;
  • стремление к победам не как жажда лидерства, а как естественное решение лучших в своем деле людей, единое решение единой команды;
  • трезвость оценок, самоконтроль и дисциплина;
  • искусство как следующая ступень за достижением мастерства, снова и снова оттачиваемого в деле.

Что из этого сегодня так уже невоспроизводимо? Смотря в каких обстоятельствах, скажите вы. В обстоятельствах ориентации на доход и только на доход, боюсь, не воспроизводимо ничего. Времена действительно изменились, и фатально для многого из того, что делалось по правде. Но ведь они – времена – изменятся снова. И кто знает, может над мистическим городом Турином однажды снова взойдёт Солнце Торо…

P.S. Из отзывов «Команда звёзд, которая играет» и семинар по командному оргповедению:

  • «Вот вы говорите: надо гнать из команды тех, кто с тобой только за деньги, у кого нет фана просто делать это Дело с тобой, что не надо бояться привлекать звезд больше одной (не сработаются) – это всё вообще не про торгово-логистические фирмы, например. А как быть «распределителям», пирамидам продажников, страховщикам? Там на входе часто проверяют только одно: насколько сильно кандидат любит деньги. Им не светит стать эталонами бизнеса?»…
  • «С другой стороны, если ты засыпаешь и просыпаешься с мыслью о бабле, то достоин таких сотрудников, у которых в разделе резюме «Образование» одна лишь строчка – «Бизнес-молодость». Если ты менеджеров только и делаешь, что покупаешь – будь готов к тому, что однажды они продадут тебя. И забудь про миссию или сверхидею, если она вообще изначально была».
  • «Драйв, тем не менее, никак не взрастить и не удержать в командах, больше десяти человек. Во многих отраслях он, скорее, – групповая помешанность. Такая никак не ориентирует сотрудников на клиентов».
  • «С чем согласен в целом: KPI – это зло; финансовая выгода как главный ориентир создают середнячков, а не эталоны бизнеса. С футболом же то же самое. Когда он был Игрой, он был футболом. А теперь – бизнес и только».
  • «Спасибо за видео с речью Дерека Сиверса. Лидером лидера делает первый присоединившийся – точно, но хочу добавить: со-лидеры тоже очень важны, те, кто создает условия, инвестирует в материальную базу, тащит в команду извне знания и инструменты. Затрудняюсь с примерами, но такие наверняка есть».

Официальным гимном футбольного клуба Torino является песня итальянской ска группы Statuto под названием “Cuore Toro” (“Сердце Торо”).

P.P.S. от 2017: Старый стадион был открыт после реконструкции 25.05.2017. Солнце Торо сияет снова.

Источник – https://markushina.blogspot.com/2014/05/grand-torino-granata-toro.html

Эксперт по Change Management. Основатель профсообщества менеджеров по развитию - международной Гильдии Лидеров Перемен Kinsmark