Что мы знаем про город Тольятти? То, что он входит в состав Самарской области и является крупным автомобильным и химическим центром нашей страны. Еще в этом городе есть местный футбольный клуб, который называется «Лада-Тольятти», и выступает он в ПФЛ.
Продолжая нашу рубрику “Интервью с фанатами провинциальных клубов”, мы побеседовали с Валерой, простым парнем из города Тольятти, который всегда со своей родной командой и для которого Against Modern Football не просто набор слов.
Валер, привет! Расскажи немного о себе.
Салют! В узком кругу людей известен, как Валера Шеп, в соц.сетях – Валерий Сергеевич. Родился и живу в городе на берегу реки Волга, столице российского автопрома с автозаводским духом и с итальянским названием – Тольятти. Являюсь заводящим фан-сектора ФК “ЛАДА-ТОЛЬЯТТИ”.
Почему и как ты стал болеть за ФК «Лада-Тольятти»? Есть какие-то другие клубные симпатии?
Сразу вспоминаются строки из песни CWT: «Сидел и вспоминал, как я с друзьями начинал хулиганить за футбольный клуб». А вспоминать тут и не надо, все помню, будто вчера было. Сначала отвечу на вопрос «как?». В 2012 году к нам в школу пришёл новый физрук (Никита, привет тебе!), и на первом уроке физкультуры у нас с ним всплыли общие интересы. Но на футбол я тогда ещё не ходил, хотя был знаком, точнее, имел поверхностное представление обо всем этом. И имел даже пару знакомых на секторе. Позвал он меня на следующий ближайший домашний матч, в тот раз у меня не получилось прийти по какой-то причине, все это отложилось до крайнего домашнего матча перед межсезоньем. Как сейчас помню, 21 октября, игра с «Газовиком». Перед матчем активом движа было принято решение устроить проход всем сектором к стадиону. Все в лучших традициях – файера, дымы, заряды. Мне тоже посчастливилось поучаствовать в этом всем. И насколько же это было круто видеть своими глазами и находиться там! А кого не было, можете глянуть видео. Найти будет не проблема. На следующий год, кстати, также замутили проход, видео тоже есть на ютубе.
На вопрос «почему?» отвечу просто – у нас в городе один клуб, соответственно, выбор пал, исходя из геолокации. Нет, конечно, можно было начать поддерживать клуб из Премьер-лиги и быть просто ячейкой этого клуба в своём городе. Но это точно не моё. «Support your local team», друзья! Честно, не понимаю людей, которые поддерживают другие клубы, имея свой в родном городе, который нуждается в поддержке. Пока не прекратится это активное деление на топ-клубы России, провинциальный движ будет умирать. Если бы тогда я выбрал кб, кс или что-то другое, все было бы иначе. И не думаю, что вы читали бы это интервью.
Каково болеть за клуб, который играет в низшем дивизионе и редко на что-то претендует?
Сложно сказать, как это. Ощущения в принципе не передать словами вот так, это надо чувствовать. Который год подряд мы играем во второй лиге, но каждый матч особенный и по-своему уникален. Я видел победы и поражения своей команды, видел самое дно, но остался с этим клубом.
Легко болеть за клуб, который в большинстве своем побеждает. В этом сезоне мы забили всего 13 мячей. И если бы вы только представляли, какие это эмоции каждого гола, особенно если это игра с принципиальным соперником. Из-за таких моментов я обожаю это всё! Накаленная обстановка во время матча, проход, пас, удар, гол! Взрыв эмоций! Взрыв сектора! Заряд идет из самой души, тут говоришь уже не ты, тут говорят эмоции. Никогда не забуду август 2015, кубковая игра с «Сызранью-2003» за выход в 1/64 финала кубка России, счет 0:0, идет 118 минута матча. Угловой. Подача. И наш игрок забивает с головы! Эти эмоции до сих сидят во мне! Каждый раз, когда пересматриваю фотографии с того матча и видео этого гола, я переполнен такими же чувствами что и 3 года назад.
А вообще, неважно, как и где играет твой клуб. Главное, быть вместе с ним и поддерживать несмотря ни на что.
Сколько активных фанатов у твоего клуба?
Вот тут сложно сказать. На обычной домашке на секторе стабильно есть примерно 50 человек. В принципиальные игры это число соответственно выше. Цифры далеко не показательные для такого клуба, как наш. Не понимаю на самом деле, от чего все это зависит. Я видел, когда нас было 200 и когда нас было 20 на секторе, движ в провинции это что-то необъяснимое. Сейчас у нас на секторе один молодняк, старички иногда приходят, но не шизят. Тоже для меня что-то непонятное. Люди, которые ходят давно, должны быть примером молодым! Молодые должны равняться на кого-то, а равняться-то почти и не на кого.
Вспоминая себя, когда в свои 16 лет я был почти самым младшим на секторе. Отсюда стараешься тянуться к тем, кто постарше, пытаешься показать себя, внести свой вклад в развитие сектора, чтобы спуститься хоть на один ряд пониже, к той самой основе. Отсутствие старичков можно отнести к бытовым проблемам, тут я согласен. Но неужели нельзя выбить пару дней и сходить на футбол? Плюс дефицит народа из-за игры клуба, который не показывает должной игры и идет на данный момент на 9-ом из 11-ти мест, опережая всего на одно очко нижестоящего соседа.
Про «затягивание узлов» со стороны органов можно даже ничего не говорить, тут и так всем понятно. На самом деле, я думал, что после ЧМ2018 все станет намного проще, но я ошибался, все осталось на таком же уровне. Людям не хватает этой самой фанатской атмосферы на трибунах! Пиротехники, мата и драк. Они смотрят на другие лиги, на другие страны, приходят сюда заряженные получить то же самое, взять эту долю адреналина, а получают то, что есть – исключительно поддержка команды.
Добавь на сектор хоть часть того, что творится на Балканах и все изменится на 100%. Мы сейчас связаны по рукам. Одно пирошоу – штраф клубу, у которого и так нет денег на существование. Т.е., пожгли – клуб закрыли. И кому это надо? Ситуация безусловно гнилая, но ничего не поделаешь.
Со своей стороны мы делаем максимум. Тут и работа с молодежью, и социальная работа: помощь приютам для животных и детским домам. Не так давно своими силами и связями помогли одному детскому дому, и теперь они тренируются совершенно бесплатно. Дети занимаются АРБ и очень довольны этим. Те стереотипные фанаты давно ушли, сейчас это адекватные образованные люди, занимающиеся спортом и помогающие людям. Поддерживающие свой клуб на трибуне и за ее пределами.
Какими ты видишь ближайшие перспективы команды?
В нашей команде играют ребята, которые младше меня. У парней нет должного опыта, который помогает им побеждать. На одной мотивации не вывезешь, опыт против молодости и сил, тут все понятно. И вообще, будем честными, без денег ничего не будет, суровые реалии современного футбола.
Вспомним сезон 12/13, когда мы вернулись в проф.футбол. Несыгранная между собой команда с минимальным финансированием берет 5-е место из 15-ти, дальше команда могла сыграться и в следующем сезоне показать лучший результат, но, увы, денег на задачу мы не получаем. Имеем то, что имеем. И рады тому, что существуем вообще. Хотя иногда хочется, чтобы закрыли это все хотя бы на год, и всё в клубе поменялось, люди тоже начнут снова ходить. Это 100% принесет свои плоды.
Много ли фанатов у клуба, из других городов?
Скажу так – Наши люди есть везде. Но из всех хочу выделить одного. Живёт он в Питере, катается активно за “Ладу”, за спиной имеет больше 100 выездов. Бывает ездит один, его это не обламывает. На мой взгляд это и есть настоящий фанатский дух.
Что можешь сказать о российском футболе в целом?
Если одним словом, то – цирк. Если двумя словами, то – бл***кий цирк. Если в целом – клубы закрываются один за другим. Как можно допустить такое, что клубы из Перми, Тосно, Краснодара закрылись. «Томь» не получает деньги, катается на сборы за свой счёт. По сути, далеко ходить не надо, футболисты нашего клуба имеют задолженности за 14 год, воды на базе клуба нет, пластыри покупают сами футболисты. О чем вообще речь?
Страна, принимающая Чемпионат мира, хоронит живые клубы. По поводу футбола – игру показывают отвратительную. Мяч буквально заталкивают в ворота, если взглянуть на чемпионаты других стран и сопоставить их лиги и наши, начиная от высших и заканчивая низшими, результат, как говориться, на лицо. В футболе, как и везде в стране, ключевым фактором являются деньги. Будут деньги – будет тебе результат. Про футбол в будни стоит вообще заводить разговор? А если я скажу, что у нас матчи в будни в 15:00? Как вам такое?
Как по твоему мнению сейчас развита культура casual в России?
Культура «кэжуал» развита на одну хромосому больше, чем другие. Гамбурги паленые с поло Ральф на три размера больше и левайсами, купленными в секонде, либо перекупленными у барыги из Украины – это сейчас называется «кэжуал»?
Недавно разговаривали на эту тему с товарищем, который гоняет за московское «Торпедо». Считаю их из всей российской сцены самыми кэжуал. Вот что он думает на этот счёт: “Ооо, ну, это уже мертвая субкультура”. Точнее, она как отдельная составляющая от футбольного фанатизма ничего из себя уже не представляет. По-моему, рассвет кэжуал-культуры был с 2013 по 2015 год, тогда было достаточно много хорошего айтейма, и в целом ценник был на них не злой. А сейчас все это уже рипнулось, как массовая культура, и это хорошо, потому что кэжуал без футбольного фанатизма – просто таскание тряпок за 200 баксов без какого-либо смысла. Радуют ребята, которые носят уникальные айтеймы, но их не так много.
Лично я от этой болезни тряпками потихоньку начал отходить, покупаю только редкие вещи, чтобы не быть как все. Ну, мне ближе старая школа, а не вот это все новомодное, те ребята, что стоят в очереди в бш за изи бустами, как по мне, вообще еб***тые и не имеют отношения к кэжуал-культуре, кэжуал-культура зародилась на футбольных террасах. У нас все идёт поэтапно, сначала тяжёлые ботинки и бомберы, но все сменил стоник (который завезли торпедоны после евровыездов). А теперь какие-то клоунские изи бусты, да прочая хрень из стритвира.
Вспомни свой самый запоминающийся выезд.
Сызрань 2003 – Лада Тольятти. 10.10.2013 – безусловно запоминающийся. После прочтения вопроса сразу же пришёл на ум. Стал он таким из-за того, что был первым для меня во всем. Первый раз пробил выезд, пронёс и пожег на стадионе, нас въ***вал ОМОН на секторе, были проблемы с серыми. Такое точно не забывается. Для полноты картины не хватает перемаха с местными.
Этот выезд для меня стал ключевым. После него я понял, что я тут надолго.