Wolverine Worldwide — компания, владеющая Wolverine, Saucony, Merrell, Sperry, Keds и ещё рядом других брендов обуви. Кроме того, она производит по временной лицензии обувь для Caterpillar и Harley-Davidson. Приставка “Worldwide” здесь не преувеличение — за 137 лет работы компания стала конгломератом, без продукции которого не обходятся практически ни в одной стране. Расскажем подробнее об этом длинном пути и современных достижениях.
Содержание
- Первые годы — от мечты до фабрики
- Развитие и расширение модельного ряда
- Кризис и новое восхождение
- Подводя итоги
Первые годы — от мечты до фабрики
Начало «Волверин» похоже на множество других романтичных и трудных историй, лёгших в основу крупных компаний. Мистер Краузе (G.A. Krause) жил мечтой запустить свою кожевенную и обувную фабрику. Вместе со своим дядей, Фредериком Хиртом (Frederick Hirth), он купил небольшой магазин кожаных изделий в Мичигане, США, за $2900. Интересно, что в официальной истории на сайте компании дядя не упоминается совсем — хотя известно, что компания тогда называлась именно “Hirth-Krause Company”.
Трудная часть истории не закончилась на мечте и магазине — чтобы открыть фабрику, Краузе нужно было электричество. Для этого он в 1901 году купил компанию Rogue River Electric Company, силами которой обеспечил электричество в небольшом городе Рокфорд, Мичиган. Даже на сегодняшний день его население составляет около 6 тысяч человек.
Усилия по организации электричества оправдались — к 1903 году фабрика была запущена, выпуская почти 300 пар обуви в день. В 1908 году к ней добавилась кожевенная, чтобы лично контролировать качество поставляемых материалов. Название сменилось с “Krause-Hirth Company” на “Wolverine Shoe and Tanning Corporation” лишь в 1921 году. Wolverine, вопреки ассоциациям с росомахой, является прозвищем мичиганцев и всего штата. Точное его происхождение неизвестно — росомахи в Мичигане чрезвычайно редки.
Развитие и расширение модельного ряда
К 1920-м компания «Волверин» превратилась в семейный бизнес — старший сын Краузе, Отто, отвечал за инженерную часть, а младший, Виктор, непосредственно за процессы дубления кожи. Это позволило больше экспериментировать с технологиями и научиться использовать кордован, часть лошадиной шкуры, которая раньше считалась слишком жёсткой, чтобы из неё делать обувь. Wolverine гарантировала, что её ботинки прослужат 1600 км — идеальный выбор для рабочих, много времени проводящих на ногах.
Во время Второй мировой, как и многие другие американские компании, Wolverine много работала с государственными заказами. Однако их задачей было сделать не ботинки, а дешёвые и прочные перчатки для солдат. Краузы знали, что более мягкая и дешёвая свиная кожа была бы идеальным вариантом для этого, но у них не было подходящего оборудования, чтобы снимать шкуры со свиней. Виктор Краузе оставил управленческий пост лишь для того, чтобы сконцентрироваться на создании такого оборудования.
Умение работать со свиной кожей привело к тому, что после войны Wolverine смогла создавать более комфортную и элегантную обувь. Отсюда родился бренд Hush Puppies — повседневные мужские ботинки для офиса, деловых встреч и других непыльных занятий. Экспериментируя, «Волверин» всё дальше и дальше отходила от репутации производителя «суровой обуви из лошадиной шкуры».
Кризис и новое восхождение
Вторая половина XX века прошла нелегко. В 1965 году компания стала публичной, разместив акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, а также сменила название на Wolverine Worldwide Inc. Семья Краузе ушла из компании в 70-х, когда дешёвая импортная обувь стала серьёзно угрожать их бизнесу. Фокус рекламы сместился на то, что это обувь именно ручной работы.
Несмотря на трудности, «Волверин» пережила ряд трудных десятилетий. Пришли 1990-е, и ботинки Hush Puppies оказались в моде среди творческих людей — их носили Дэвид Боуи, Джим Кэрри и другие. В 1994 году Wolverine World Wide получила лицензию от Caterpillar Inc. на производство ботинок под брендом Cat Footwear, в 1995-м Совет модельеров Америки назвал ботинки Hush Puppies главным модным аксессуаром года, в 1997-м был куплен бренд Merrell, а в 1998-м получена лицензия на обувь от Harley-Davidson Motor Company.
За последние два десятка лет компания, начинавшая со скромного магазина кожи, купила бренды Sperry Top-Siders, Sebago и даже Saucony. 85% обуви производится зарубежом, однако фабрики в США, включая родной Рокфорд в Мичигане, до сих пор работают и выпускают премиальные модели. Среди них — Wolverine 1000 Mile Boot, ботинки, основанные на архивных дизайнах и дополненные современными технологиями, включая подмётку из резины Vibram.
Подводя итоги
Возможно, сегодня Wolverine не так выделяется на фоне других брендов. Существует множество альтернатив — от американских ботинок Red Wing Shoes до итальянских Fracap. Каждый из них предлагает что-то своё, и благодаря интернету покупатели не ограничены в выборе. Однако компания навсегда останется в истории как та, что провела электричество в отдалённый уголок Мичигана, построила фабрику и нашла единственный удобный способ шкурить свиней.