Kangol - Каменный лес Stone Forest

Название бренда Kangol складывается из трех слов: “вязание” (knitting) + “ангора” (angora) + “шерсть” (wool). Ангорой называют шерсть ангорского кролика, а кенгуру здесь совершенно ни при чем. У марки нет австралийских корней, а животное было выбрано логотипом компании только в 1983 году и исключительно из-за созвучия слов. Головные уборы Кангол пользовались невероятным спросом в Европе на протяжении всей второй половины ХХ века — а сейчас хоть и утратили былой культовый статус, все равно остаются актуальными и привлекательными для модников.

Содержание

Бренд Kangol - Каменный лес Stone Forest

Истоки бренда

В 1894 году в Польше, которая тогда входила в состав Российской Империи, появился на свет Иаков Генрих Шпрейреген. Этим именем он пользовался только первые 16 лет своей жизни, а затем, после переезда в Париж, переименовался в Жака Анри Сержена. С началом Первой мировой войны юноша вместе с семьей перебрался в Лондон и устроился шляпным подмастерьем на мануфактуру.

Среди англичан в ту пору в моде были береты. Сержен вспомнил, что такие же головные уборы пользовались спросом у испанских басков, и при поддержке своих французских знакомых наладил импорт этих стильных изделий в Альбион. Розничные продажи пошли настолько удачно, что вскоре молодому предпринимателю пришлось переключиться на мелкий опт, а затем и на собственное производство.

История Kangol - Каменный лес Stone Forest
Иаков Генрих Шпрейреген / Жак Анри Сержен

Сержен выкупил старые производственные мощности в Кумбрии, на северо-западе Великобритании. Было очевидно, что вот-вот грянет Вторая мировая — и эмигрант сумел убедить местные власти в том, что именно он станет оптимальным поставщиком военной формы для национальной армии. Благодаря поддержке чиновников фабрика Kangol обрела статус градообразующего предприятия.

С наступлением Второй мировой береты этой марки стали частью униформы британских танкистов. Именно в этом головном уборе через войну прошел фельдмаршал Бернард Монтгомери — кумир целого поколения, известный в народе под прозвищем “Монти”. Эта модель беретов до сих продается под названием “Wool Monty”. На первых послевоенных Олимпийских играх в таких беретах появилась вся британская сборная.

Кепки Kangol

Во второй половине ХХ века ассортимент компании существенно расширился. В 1953 году у нее появилось подразделение, специализирующееся на мотоциклетных шлемах — в течение ближайших 20 лет они будут считаться лучшими в стране.

В 1954 году главный дизайнер Кангол, датчанин Пол Хансен, разработал легендарную модель Carricap, также известную как Wool 504. Именно она стала подлинной визитной карточкой компании, и благодаря ее огромным продажам за рубежом бренд получил свою первую Королевскую награду за достижения в экспорте (впереди будут еще две).

Фирма Kangol - Каменный лес Stone Forest
Kangol Carricap (Wool 504)

В 1964 году Кангол начали сотрудничать с The Beatles, самым популярным музыкальным коллективом той эпохи. Бренду перешли права на создание и распространение по всему миру любых головных уборов, на которых упоминалось бы название The Beatles либо изображение коллектива. Кроме того, Kangol выпустили особый головной убор с названием Beatle.

Kangol и The Beatles - Каменный лес Stone Forest
Kangol x The Beatles

В 1966 году к команде дизайнеров бренда присоединился Пьер Карден, а чуть позже — Мэри Куант, создательница мини-юбок.

1970-е годы оказались для компании чрезвычайно удачными. Объем ее продаж вырос более чем на 50%, прибыль — более чем на ⅔. Для удовлетворения стабильно растущего спроса фабрику пришлось расширить в два раза. 70% от товарооборота шло на экспорт.

В 1990-е одной из наиболее знаменитых поклонниц бренда была принцесса Диана.

Логотип Kangol - Каменный лес Stone Forest

Кангол и хип-хоп

Для покорения американского рынка Kangol решили наладить производство головных уборов для гольфа. Однако реальность не оправдала их ожиданий: их продукцией в США заинтересовались в первую очередь адепты хип-хопа. Маркетологи “Кангол” сначала были далеко не в восторге от такой публики, поэтому логотипы бренда замазывали в ранних музыкальных видеоклипах той эпохи. Только к середине 1980-х годов компания набрались смелости официально сотрудничать с гуру хип-хопа. Американцы целенаправленно спрашивали в магазинах “кепки или шапки с кенгуру”, и такой шанс нельзя было упускать, несмотря на всю его репутационную неоднозначность.

В 1987 году LL Cool J сфотографировался для обложки альбома Bigger and Dafer в панаме Bermuda Casual. LL Cool J стал первым коммерчески успешным хип-хоп музыкантом своего поколения: его музыка прекрасно продавалась, а клипы активно ротировались на ТВ. В головных уборах Кангол нередко появлялись на публике Grandmaster Flash, Slick Rick, Run DMC, 2pac, Nas, Notorious Big и прочие звезды тех лет. Несмотря на то, что хип-хоп оставался довольно маргинальным жанром, в 1989 году в США “Кангол” продали 1 300 000 головных уборов.

В кино Kangol больше всего ассоциируется с фильмом “Джеки Браун” от Тарантино, где снялись Сэмюэль Л.Джексон, Пэм Грайер, Роберт де Ниро и Майкл Китон.

Bollman Hat Company

1997-й стал лучшим годом для бренда с коммерческой точки зрения. Чистая прибыль предприятия достигла 60 миллионов фунтов стерлингов. Однако рынок был уже перенасыщен. Все, кто мечтали о легендарной кепке, давно успели ее купить — а качественные изделия Kangol рассчитаны на многолетнюю эксплуатацию. Дизайнеры были не в состоянии “вымучать” из себя очередной бестселлер, и через два года компания была признана банкротом.

В 2001 году торговая марка Kangol перешла в собственность крупнейшего и старейшего американского производителя головных уборов, Bollman Hat Company. Новый владелец сократил основной штат компании до 33 сотрудников, а производство 90% ассортимента перенес в юго-восточную Азию. Увы, пришлось закрыть в том числе и ту легендарную фабрику, что некогда была признана градообразующим предприятием.

Bollman Hat Company Kangol - Каменный лес Stone Forest
Bollman Hat Company

Известному бренду пришлось с нуля искать новую стратегию развития, определять для себя перспективные точки роста. Основными рынками сбыта для “Кангол” стали Южная Корея и Япония. В начале ХХI века в моде выделился и начал уверенно набирать популярность сегмент streetwear, то есть “уличная одежда”. Выпуская головные уборы streetwear, Kangol сумели отчасти вернуть себе былые лавры.

Лицензии на производство и продажу головных уборов “Кангол” в кризисные годы переходили разным компаниям, в том числе Topshop.

В 2009 году на экран вышел клип Beautiful от Eminem, набравший на YouTube 371 000 000 просмотров. В кадре артист появляется в кепке Cotton Twill Army Cap, которая надолго стала одним из ключевых элементов его имиджа. Любопытно, что текст этой песни посвящен Детройту — городу, который, как некогда английская Кумбрия, сначала сумел расцвести за счет промышленности, а потом буквально за пару лет пришел в тотальный упадок.

Ради укрепления своего имиджа в глазах общественности, “Кангол” неоднократно вступали в коллаборации с известными брендами уличной моды: Patta, Everlast, Stussy, Ssur, Bape, Liful, Uniform Experiment и прочими. Имело место также сотрудничество с домами высокой моды: Marc Jacobs, Comme de Garcons, Andrea Crews, Collette, Alexander Wang. Кроме того, у Кангол были совместные проекты с Disney и технологической компанией P2i.

В 2016 году Bollman Hat Company решили вернуть оборудование с азиатских фабрик в Америку. На Kickstarter была запущена краудфандинговая кампания, главным спикером которой стал Сэмюэль Л.Джексон. Около $2000 в общей сложности поступило из России, на поддержку бренда скинулись свыше 30 человек из РФ.

Параллельно был запущен проект Kangol Radio, объединивший около 30 радиостанций, которые транслируют музыку самых разных жанров.

Одежда Kangol

Одежда в ассортименте бренда появилась в 2011 году. Тогда его дистрибьютор в Южной Корее, компания SLJ Group, приобрела право на производство в этой стране сумок и одежды Кангол. Планировалось, что эти изделия не будут продаваться больше ни в одном регионе мира — однако их можно купить через тот же Amazon или eBay.

Мужская рубашка с длинным рукавом стоит на eBay ориентировочно 2500 рублей, футболка-поло — 2000 рублей, флисовые шорты — 3500 рублей, стеганая куртка — 8000 рублей. И мужская, и женская линейки включают в себя базовую удобную одежду, чаще всего однотонную. Если бы не хорошо узнаваемый логотип, эти изделия трудно было бы отличить от продукции многих других марок. В таких вещах вы вряд ли станете выделяться из толпы — но так и задумано, ведь ведь основным акцентом имиджа должна быть не одежда, а головной убор.