Французский марафонец Николя Мерму был известен в мире бега в 2000-х годах. Идея создания кроссовок нового поколения пришла к нему после того, как он занял 3-е место на престижном соревновании Ultra-Trail du Mont Blanc. Позже он поделился своими соображениями с Жан-Люком Диаром, одним из руководителей Salomon Group. Эта крупная группа компаний занималась производством и продажей спортивных товаров, в том числе для велоспорта и сноубординга.
Мерму был озадачен тем, как можно уменьшить давление на мышцы в процессе бега. Марафонцы получают огромные нагрузки на суставы и мышцы во время резких спусков и подъемов. В результате спортсмены утомляются быстрее, чем могли бы и это отражается на спортивных результатах. Жан-Люк Диар заинтересовался данным вопросом и сформировал принципиально новое видение беговых кроссовок.
Содержание
Разработка
Сам Диар был ультрамарафонцем с впечатляющим стажем. Он понимал, в какую сторону в процессе создания обуви нужно двигаться. В начале 2000-х большинство производителей кроссовок делало ставку на внешний вид своих изделий, старалось вписать их в повседневный стиль. Так модели получали узкую неширокую подошву. Однако такой вариант исполнения дает значительную нагрузку на ноги, поэтому создатели Hoka решили пойти обратным путем. Исполнение подошвы было переосмыслено, и она стала больше.
Ее конструкция основывалась на принципе создания небольших велосипедных шин. Больше всего трудностей возникло при работе с материалом, поскольку нужно было объединить большой объем и маленький вес изделия, чего в одной модели добиться крайне непросто. Ответ пришел от фабрики из Китая, в которую компаньоны обратились с конкретными запросами. В результате экспериментов химики создали мягкую прочную пену с небольшим весом.
Следом началась работа над дизайном. Первой идеей был отказ от шнуровки, но ее все же пришлось сохранить. В остальном внешний вид необычной модели вызвал немалое удивление. Ее подошва была на 1,8 см выше, чем у любой другой пары кроссовок. Вдобавок она была выгнутой и объемной. Все это давало идеальный прогиб, обеспечивающий во время бега снижение нагрузки на ноги в три раза.
Продвижение
В 2008-м один из сильнейших ультрамарафонцев США Карл Мельцер получил предложение от Николя Мерму протестировать первую модель кроссовок Hoka. Функциональность обуви поразила спортсмена, он сделался фанатом марки и начал рекламировать бренд на соревнованиях. Марка стала оказывать спортсмену спонсорскую поддержку.
Яркий дебют модели состоялся в забеге вокруг Шамони в 2009-м году. Ее продукцию предложили на затест во время разминки пятерым спортсменам. Они также остались в восторге от опробованной обуви и именно в ней решили принимать участие в соревновании. Это дало прочный старт на пути к успеху бренда, ведь пришел он довольно стремительно.
Свободные продажи обуви начались в 2010-м году. Несмотря на уверенный старт, марка все еще оставалась неизвестной широкому кругу потребителей. Благодаря связям в спортивном мире основателям удавалось продвигать продукцию среди спортсменов и рекламировать ее, однако общее признание еще не приходило. Причин тому было несколько. Первой выступило отсутствие серьезной подготовки к массовым продажам. У марки отсутствовал каталог продукции, а маленькие продажи не давали возможности расширить производство, поскольку не хватало денег на закупку большого количества сырья.
Вторая причина медленного продвижения – непопулярный дизайн моделей. Из-за принятых стандартов внешнего вида того времени принципиально новый внешний вид выбивался на всеобщем фоне и вызывал опасение. Многие спортсмены боялись выглядеть смешно в громоздких ярких ботинках. Основатели не думали о дизайне, делая акцент на качестве товара и его помощи при беге.
Прорыв
Владельцы бизнеса столкнулись с рядом препятствий, мешавших продвижению марки на международном рынке. В модельном ряде отсутствовала обувь для простого потребителя, все кроссовки были рассчитаны на профессиональных спортсменов. Основатели не имели должного опыта в продвижении брендов, да и стоимость продукции для рядового покупателя была высоковата (от 160$).
Все изменилось в 2013-м году. Мерму и Диар обратились к компании Deckers Outdoor Corporation. На тот момент ей принадлежали такие бренды как UGG и Teva. Спортсмены предложили купить права на их детище, что представители Deckers и сделали. Над развитием бизнеса в Америке стал трудиться Джим Ван Дайн, ранее работавший с Vans и Reebok. Марка расширила ассортимент и стала сотрудничать со спортсменами из разных дисциплин.
В том же 2013-м году в США открылось сразу 6 точек продаж кроссовок Hoka. Спустя три года оборот компании вырос в 20 раз. В России продажи стартовали в 2017-м году.
Технологии
Марка активно занимается развитием технологий в производстве обуви. Среди ее заслуг есть технология ProFLY – принцип амортизации, в котором мягкая пена в пятке сочетается с более прочным материалом в передней части стопы. Такое устройство дает баланс от поглощения удара и возврата энергии во время ходьбы.
Второе достижение – внедрение в переднюю часть стопы пластины из углеродного волокна. Этот принцип существует с 1990-х годов, однако Hoka сделали комбинацию пластины и пены ProFLY Х, повысив стабильность подошвы, при этом не потеряв ее мягкость.
Для людей с гиперпронацией фирма предлагает решение J-Frame – вспомогательную конструкцию промежуточной подошвы. Жесткий пластик в окантовке заменен на плотную и прочную пену. Она дает стопе нужное направление при ходьбе. Технология MATRYX применяется в верхней части стопы. Она увеличивает срок службы кроссовок и уменьшает их вес.
Ассортимент
- Mafate – первая модель бренда, созданная для трейла.
- Bondi – обувь с технологией отталкивания Meta Rocker, удобным дышащим верхом и сбалансированной подошвой.
- Elevon – вариант для тренировок с технологией удобной индивидуальной посадки. Широкая опора под ногами обеспечивается с помощью расширенного каблука.
- Speedgoat – модель, созданная от вдохновения спортивными победами Карла Мельтцера.
- Clifton – вариант, отлично подходящий для полного сцепления с асфальтом. Модель надежно фиксирует стопу, сочетает в себе мягкость, легкость и комфорт.
В 2020-м году представители бренда анонсировали выход первой линии одежды. Она поделена на экипировку для занятий спортом и на повседневную продукцию, включающую в себя футболки, куртки, кепки и толстовки.
Коллаборации
Начиная с 2018-го года, совместно с брендом Engineered Garments было выпущено три проекта. Среди них в 2019-м вышли кроссовки Bondi B с тремя новыми расцветками, над которыми потрудился художник Шон Кроуфорд.
Сотрудничество с Outdoor Voices вылилось в новый формат классической модели Clifton. Первый вариант был выполнен в белом цвете со шнурками цвета радуги, второй – в интенсивных фиолетовых тонах, третий – в сдержанной серой гамме.
Модный бренд Opening Ceremony создал два варианта обуви Bondi 5 – темную и светлую. В качестве материалов использовалась кожа и легкий текстиль.
Кто носит
Помимо знаменитых спортсменов в продукции бренда можно заметить Билла Клинтона, Канье Уэста, Стивена Спилберга и Вирджила Абло.